Это уникальный город, скрывающий за блестящими стальными и стеклянными башнями традиционное китайское сердце.
Достопримечательности Гонконга кажутся бесконечными. Частички живой истории представляют собой Гонконгский исторический музей, статуя Большого Будды, город-крепость Коулун, деревня Кат Хинг Вай. Соединиться с природой помогут походные маршруты – на гору Виктория, на Пик-Трам, а также путешествия на острова – Ламма, Лантао и Ченг Чау. Чтобы отдохнуть и развлечься стоит посетить местные парки - Диснейленд, Океанский парк - или же отправиться по магазинам. И, конечно, не стоит забывать про главные улицы – Аллею Славы, Квинз Роуд и Конаут Роуд.
Желая охватить по максимуму все знаменательные места, туристы невольно задумываются об аренде автомобиля. Однако самостоятельная поездка на машине по Гонконгу — аттракцион не для слабонервных. Во-первых, дороги здесь перегружены и регулярно стоят в пробках. Во-вторых, в Гонконге непривычное для нас левостороннее движение, встречаются также сложные переплетения улиц. И, наконец, в городе очень непросто найти место для парковки.
У дорог и тротуаров в центре Гонконга автомобили ставить категорически запрещено, о чем предупреждает начерченная вдоль них желтая линия. Парковаться можно только в специально отведенных для этого местах, которые в большинстве случаев располагаются под землей в торговых центрах и офисных зданиях. В центральном районе работает несколько многоэтажных автопарковок, в том числе у железнодорожного вокзала. Все городские парковки хорошо охраняются и оборудованы камерами видеонаблюдения.
Стоимость парковок в Гонконге очень разнится. На парковках, расположенных в удаленных районах города, стоимость часа начинается от 8 гонконгских долларов (66 рублей). При необходимости припарковать машину в центре за час можно заплатить до 80 (656 рублей). Льготные тарифы действуют здесь только для инвалидов, имеющих соответствующее разрешение. Для них городская парковка бесплатна на специальных местах. Что касается оплаты, то большинство водителей здесь пользуются безналичным способом, который помогает осуществить электронный парковочный счетчик Octopus. Паркомат принимает оплату как транспортной картой Octopus, так и банковской картой.
По данным Департамента транспорта Гонконга, количество парковочных мест здесь достигает 690 тысяч, однако для общественного пользования предназначено всего лишь 195 тысяч, остальные предполагают частное использование и находятся в коммерческих, жилых или производственных помещениях. Частные парковочные территории имеют свои преимущества и недостатки. Например, они дают жителям возможность покупки заветного личного парковочного пространства. Но позволить себе такое приобретение могут далеко не все – в некоторых случаях покупка парковочного места может стоить столько же, сколько небольшой дом. Рекордная стоимость одного парковочного места в Гонконге – 6 миллионов гонконгских долларов, что в переводе на рубли – почти 50 миллионов! Также среди услуг частной парковки есть аренда парковочных мест в торговых центрах, государственных и жилых комплексах и заводских помещениях.
В то же время, число зарегистрированных в Гонконге автомобилей увеличивается с большой скоростью и в настоящий момент составляет порядка 900 тысяч. Так, проблема нехватки парковочных мест в городе выходит на передний план, а усложняет ситуацию запрет на парковку вдоль улиц и во дворах. Для решения этой проблемы местные власти предпринимают самые разные меры.
Чтобы препятствовать длительной парковке в местах с интенсивным движением, были введены ограничения по времени: от 30 минут до двух часов. Чаще всего подобные ограничения действуют с 8:00 до полуночи в будние дни и с 10:00 до 22:00 по воскресеньям и в праздники. Помимо этого, Департамент транспорта Гонконга, по примеру Лондона, Амстердама, Милана и многих других городов, ввел систему Park and Ride – аналог перехватывающих парковок. Парковки, действующие по системе Park and Ride, находятся возле железнодорожных станций и оплачиваются по льготному тарифу – от 4 гонконгских долларов в час (от 33 рублей). Они призваны уменьшить количество транспортных средств, въезжающих в перегруженные зоны, побудив автомобилистов, живущих в удаленных районах, пересесть на общественный транспорт.
Нежелание некоторых автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт в Гонконге неизбежно ведет к незаконной парковке. Сумма фиксированного штрафа за нарушение правил парковки, в том числе и за ее неоплату, составляет 320 гонконгских долларов (2627 рублей). Несвоевременное погашение штрафа жестоко карается – действующий штраф удваивается в размере и прибавляется к неустойке в 1080$ (8868 рублей). Помимо этого, до оплаты штрафных санкций водителя могут лишить прав, отказать в продлении автомобильной лицензии.
Автомобиль в Гонконге является скорее предметом роскоши, нежели первой необходимости. Бензин здесь один из самых дорогих в мире – 17 гонконгских долларов за литр (142 рубля), а аренда машины в среднем обходится в 600–700 гонконгских долларов в сутки (5000-5800 рублей). Выбирая автотранспорт, следует также учитывать интенсивное движение, сложную дорожную сеть и проблему недостатка парковочных мест. Зачастую жителям и гостям города даже приходится стоять в очереди в ожидании свободного места для машины. Поэтому, чтобы обойтись без больших денежных и временных затрат, в Гонконге стоит отказаться от автомобиля в пользу общественного транспорта, который здесь прекрасно развит: метро, паромы, фуникулеры, автобусы и трамваи позволяют легко добраться из одной части мегаполиса в другую.