С 5 апреля начнут действовать новые места платной парковки и изменятся тарифы на улицах с критической нагрузкой. Подробности тут 5 мая 2021 года для грузовиков заработают новые правила получения пропуска. Подробнее

Развитие концепции MaaS в Москве

16.11.2020

Всем привет, это Максим Ликсутов!

Мы все хотим, чтобы движение в Москве было максимально комфортным и быстрым. Для этого развиваем общественный транспорт, запускаем новые виды мобильности, такие как каршеринг и прокат велосипедов и самокатов, делаем всё больше наших сервисов цифровыми и удобными.

В Москве, да и во всём мире, всё чаще воспринимают транспорт как единую услугу, общий сервис. Главное — это передвижение по городу, максимально удобное и простое для каждого человека.

Концепт MaaS (Mobility-as-a-Service или «Мобильность как услуга») — это шаг в сторону объединения всех транспортных сервисов. Это мобильная платформа, с помощью которой можно спланировать и организовать поездку, где сочетаются разные виды городского транспорта с заранее определенной или динамической стоимостью, но обязательно выгодной вам и настроенной под вас.

Какая сейчас ситуация? Например, вы собираетесь поехать из офиса в кафе к друзьям. Достаёте телефон, открываете разные транспортные приложения — чтобы понять, как вам будет быстрее, дешевле, удобнее добраться. В одном смотрите, какая ситуация в данный момент на дорогах, в другом — есть ли свободная машина каршеринга. Если нет, запускаете следующее приложение, но уже другого оператора. А может потом и третьего, четвертого. Но автомобили рядом с вами заняты. Тогда вы ищете другой вариант — а это уже отдельные приложения для велопроката, для метро, для такси, наземного городского транспорта. Таких мобильных сервисов может быть в телефоне до 10 штук и больше!

Запуск приложения с принципом MaaS это изменит. Вы сможете увидеть всё в одном месте, прокладывать единый маршрут, один раз его оплачивать, выбирать из всего разнообразия подходящий транспорт в зависимости от ваших пожеланий и возможностей, сразу получать всю сопутствующую информацию о поездке, ограничениях, перекрытиях, и, что очень важно, тарифах разных операторов. То есть выбрать то, что максимально удобно именно вам.

Администрации городов мира вместе с перевозчиками активно начинают создавать подобные платформы. Например, своё приложение уже есть у Сингапура — My Transport, у Дубая — s'hail, у Вены — WienMobil.

Эксперты отмечают, что город готов к созданию MaaS, когда в нём создана надёжная система общественного транспорта и активно развиваются разнообразные сервисы совместной мобильности.

В Москве такая благоприятная среда сформирована. Все предпосылки для создания единого приложения, позволяющего создавать мультимодальные маршруты, есть. Наша цель — удобство жителей, обеспечение мобильности и повышение комфорта пользования разными видами транспорта, каршеринга, такси, велосипедами и даже самокатами. Чтобы пользователь в итоге получал от разных агрегаторов и перевозчиков лучший и самый выгодный тариф. Чтобы всё было прозрачно, и вы смогли бы в одном городском приложении сравнить все цены и выбрать наиболее подходящую поездку.

Для того, чтобы MaaS заработал в Москве — корректно и без ошибок, необходимо было провести огромную подготовительную работу — создать серьезную IT-инфраструктуру, интегрировать в неё множество сервисов, создать новые. В нашем случае пришлось построить заново всю билетную систему. Мы всё это сделали, но остался крайне важный и непростой этап — интегрировать туда не только городские сервисы, но и сервисы частных транспортных операторов, интернет-агрегаторов, прокат велосипедов и самокатов.

Сейчас у каждого из них свое приложение, свой сайт — что позволяет им контролировать весь процесс, однако для пользователей иметь несколько систем не очень удобно и не современно. Пришло время объединиться, начать сотрудничать и обмениваться данными для того, чтобы обеспечить лучшую услугу для всех клиентов и пассажиров.

Мы уже объединяем в одно мобильное решение другие программы — сервис по оплате парковки, прокат велосипедов, агрегатор такси Ситимобил, прокат самокатов Urent. В этой платформе вы сможете сделать удобный и «сквозной» выбор пути исходя из собственного комфорта. И, да, там можно будет увидеть загруженность линий метро и МЦД, наземного транспорта, платных парковок и дорог. Всё это мы интегрируем.

До конца 2021 года мы будем постепенно наполнять городское приложение сервисами, поэтому очень заинтересованы в максимально большом круге транспортных партнёров и приглашаем к сотрудничеству всех желающих — пишите нам на почту maas@transport.mos.ru.

Для эффективного внедрения MaaS необходимо установить единые рамки сотрудничества и управления. Еще вопрос, который также активно обсуждается с потенциальными участниками проекта, это безопасность передаваемых данных. Ведь общее приложение будет хранить расписание, ближайшие остановки, интервалы движения, время прибытия, свободные машины, загруженность, платежи, расчёты и другие данные.

Сейчас вопрос обмена данными остро стоит и в Евросоюзе. И там считают, что на первых порах только государственные органы смогут консолидировать различные транспортные услуги.

Мы с этим согласны — надо так настроить правовую базу и системы безопасности, чтобы полностью защитить законом такие отношения и людей. За любой сбой или утечку — санкции вплоть до уголовного наказания. Мы должны гарантировать 100-процентную безопасность пользователей.

Что это даст людям и городу? Мы оптимизируем численность транспорта и снизим нагрузку на дороги. Использование пассажирами единой мобильной платформы позволит сделать передвижение по Москве удобнее, проще и дешевле.

Операторы и перевозчики получат новые возможности для продвижения своих услуг у большой аудитории с помощью городского приложения. За счет качества и доступности внутри платформы будет создана равная конкурентная среда для участников — ведь пользователь в итоге решает, кого выбрать. Участие в приложении, в официальной городской системе — это и знак качества, и надёжность, и соответствие высокому стандарту. Это всегда плюс для любой компании.

Кстати, сегодня 30% сотрудников ушли на удаленную работу, многие фирмы пересматривают рабочие графики, а некоторые и вовсе отказываются от офисов, снимая только помещения для совещаний и встреч. Ритм дом-работа-дом сбивается, и у большинства людей привычки будут меняться. И современному человеку будет удобнее пользоваться таким мобильным приложением. Для многих это легче и проще, чем «быть привязанным» к своему автомобилю. Мир становится другим, и мы готовы к этому — к новым принципам мобильности. Особенно это касается нас, жителей современного мегаполиса — Москвы.