Это первый номер дайджеста о московском транспорте. Мы запустили его для тех, кому интересно заглянуть в кабину машиниста, узнать, как всё работает, кто принимает решения и делает транспорт Москвы удобным и современным. Мы выбираем самые актуальные темы и рассказываем о них просто и понятно.
Это дайджест о московском транспорте. Мы запустили его для тех, кому интересно заглянуть в кабину машиниста, узнать, как всё работает, кто принимает решения и делает Москву удобной и современной. Мы выбираем самые актуальные темы и рассказываем о них просто и понятно.
Пока все дома, есть время пересмотреть классику отечественного кино, а заодно узнать что-то новое о московском метро. Оно с открытия регулярно становилось не только местом действия, но даже героем фильмов. И было почти таким же пустым, как сейчас. На каких станциях сняты любимые эпизоды и что мы можем увидеть в кадре глазами специалиста — фильмы комментирует ведущий специалист Центра профориентации Михаил Шульга. В первом выпуске смотрим чёрно-белое кино.
Московский метро имени Л.М. Кагановича (да, именно так — метро было мужского рода) впервые появляется на экране игрового кино: непродолжительные этюды музыкальной комедии сняты в просторных залах «Охотного ряда». Метро приходит на помощь герою: конструктор-любитель Скамейкин спешит в цирк, где его с нетерпением ждёт публика, срывается премьера главного трюка.
Метро только-только открылось в 1935 году. То, во что многие не верили, воплотилось в самом впечатляющем виде — «подземные дворцы» были поистине грандиозны. Платформы длиной более 150 метров, залы шириной свыше 30 метров, высокие своды — это достижение советской науки и техники поражало воображение многих, в том числе иностранных консультантов.
«Охотный ряд» — центральная станция первой линии, проложенной от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской». В фильме заметны уникальные детали интерьера: например, светильники-торшеры, стоявшие в центре зала вдоль всей станции. Они созданы мастерской № 12 Моспроекта, которой руководил художник-архитектор Наум Боров, он участвовал в оформлении разных станций метро.
У самодвижущейся лестницы (так называли эскалаторы) видно контролёров: они проверяют у пассажиров бумажные билеты перед выходом из метро. Такие билеты использовались в метро на протяжении нескольких десятилетий, некоторые чудом сохранились — их можно увидеть в Центре профориентации метрополитена на станции «Выставочная».
Чтобы обойти толпу, Скамейкин устремляется на соседний эскалатор, работающий на спуск. Впервые в советском кино эскалатор становится участником небольшого каскадерского трюка. Многие тогда воспринимали его как чудо и называли «лесенкой-чудесенкой», с опаской на него заходили и покидали в некотором смятении. Эскалаторы, которые снимались в фильме, работали до 1984 года.
В центре фильма — глобальные преобразования столицы. Расширяются московские проспекты, вокруг исторического центра строятся новые жилмассивы. Генплан реконструкции Москвы 1935 года предопределил изменение старого города и строительство нового. Фильм зафиксировал уникальные события из жизни города — например, как в Москве переезжали дома. При этом жильцы даже не покидали квартиры: дома передвигали вместе с ними, без отключения электричества и телефонной связи.
Метро в этом мире уже не фантастика. Главные герои картины — Алёша и две подруги — приезжают в Москву из глубинки. Поезд привозит их на Курский вокзал (тогда Нижегородский), они спускаются в подземку и оказываются на самой новой станции метро — «Курской» (сейчас Арбатско-Покровской линии). В кадре заметны отдельно стоящие деревянные кабины билетных касс, выкрашенные в тёмный цвет. Наши герои ломают голову, как пронести с собой поросёнка. Вопрос не праздный: как и сейчас, животных в метро разрешалось провозить только в клетках, собак — в наморднике и на поводке. Выход быстро нашёлся — поросёнка замаскировали под младенца, и с ним на руках троица оккупировала эскалатор. Сегодня этот эскалатор заметит не каждый — большинство пассажиров проходят в метро через новый вестибюль, общий для «Курской» кольцевой и Арбатско-Покровской линий.
В следующем эпизоде друзья едут в поезде, состоящем из вагонов типов «А» и «Б». Это первые вагоны московского метро — они перевозили пассажиров аж до 1975 года. Такая буквенная классификация («Абвгдейка») с учётом хронологии выпуска характерна именно для метро того времени. В вагоне герои привлекли внимание детского врача, который вызвался осмотреть больного «свинкой». За это время они успели доехать от «Курской» (нынешней тёмно-синей линии) до «Киевской» (нынешней голубой). Многие решат, что это киноляп, ведь сегодня такой маршрут без пересадки невозможен. Но это не выдумка режиссера, ошибки в фильме нет. «Курская» открылась в 1938 году в составе Покровского радиуса, который соединился с участком Сокольнической линии — проезд тогда был сквозным. Благодаря открытой в 1953 году Арбатско-Покровской линии дорога между Курским и Киевским вокзалами стала короче. Кстати, по старому маршруту из фильма сегодня можно прокатиться — во время ночной экскурсии в метро.
Следующий эпизод, кажется, вновь происходит на «Курской», но в кадре зал «Площади Свердлова» («Театральной»). Станции действительно очень похожи — обе спроектированы архитекторами Иваном Фоминым и Леонидом Поляковым. Различаются лишь незначительные элементы декора и виды мрамора и гранита в отделке.
В эпизоде с чайником показаны автоматические раздвижные двери поезда. Для пассажиров того времени это такое же чудо, как и самоходная лестница. Правда, такие двери запросто могли зажать сумку или самого пассажира, запрыгивающего в вагон в последний момент. Но движение поезда с защемлённой рукой, как в фильме, исключается — это художественное преувеличение. За безопасностью тогда следила дежурная по платформе: она не давала разрешающий сигнал машинисту, если возникали подобные ситуации. К тому же в 1938 году уже работал автоматический контроль закрытия дверей: если в кабине машиниста горела специальная лампочка — значит, двери не закрылись. В таких случаях машинист «переигрывал» дверями (приоткрывал их и снова закрывал). Сегодня многие составы оборудованы механизмами противозажатия: створки автоматически «переигрываются» при застревании предметов.
Ключевые сцены детской чёрно-белой кинокомедии по сценарию Агнии Барто тоже снимались в метро. Главный герой, третьеклассник Алёша Птицын, встречает на улице бабушку Симу с внучкой Сашей. Они только что приехали из Еревана и уже успели потеряться. Алёша берётся показать им столицу и восстановить в их глазах имидж москвичей.
Главная гордость новой Москвы — конечно, метро. Именно здесь Алёша вырабатывает характер: приезжим трудно сориентироваться в подземке, и мальчик спасает ситуацию. Алёша приводит гостей столицы на станцию «Комсомольская» ещё не замкнутой Кольцевой линии: огромный зал в стиле сталинского ампира поражает героев роскошными люстрами и мозаиками Павла Корина о военном триумфе страны. Станция задумана архитектором Алексеем Щусевым как ворота в Москву, отсюда такой размах.
По сюжету события эпизода разворачиваются на одной станции, но съёмки проходили на двух — «Комсомольской» и «Курской». Так, сцена у книжного киоска снята на «Курской» у знаменитой колонны «Каменный цветок» — сейчас тут стойка «Живое общение». После беседы с Алёшей бабушка с внучкой поспешили на эскалатор здесь же, на «Курской».
На верхней площадке слева стоит дежурная у эскалатора в форме. Тогда все сотрудники службы движения носили красные фуражки, которые были введены в 1943 году. были введены для сотрудников службы движения в 1943 году. Теперь дежурные только на нижней площадке, но в то время они были и сверху, и снизу: они следили за соблюдением порядка и помогали пассажирам при сходе с эскалатора. Сцена на самом эскалаторе снята уже на «Комсомольской» Сокольнической линии, он работает и сегодня. При сходе с эскалатора бабушка оступилась и едва не упала, но её поддержала дежурная. Обратите внимание: будок («стаканов») для дежурных пока ещё нет.
Новый эпизод — на платформе станции «Курская». Алёша собирается посадить знакомых в поезд, сам спешит на противоположную платформу, но затем возвращается к ним. За спиной мальчика вагоны типа «Г», разработанные для Горьковской линии (поэтому «Г»), они ходили и на кольце. По характеру остановки прибывающего состава понятно, что герои находятся в центре платформы. Здесь, по действовавшей тогда инструкции, стояла дежурная по станции — её видно в кадре.
Несколько раз в эпизоде мы видим часы. Когда Алёша вдруг понимает, что опаздывает на каток, он смотрит на циферблат с часовой и минутной стрелками. Это часы с внутренней подсветкой от завода «ЗИЛ» — легендарного автогиганта и производителя холодильников. После отправления поезда, в который бабушка с девочкой так и не сели, в кадре возникают интервальные часы, по которым машинист контролировал соблюдение расписания. Стрелок на циферблате нет, часы отсчитывают интервалы между отправлениями поездов. По краю включается подсветка секунд, по центру крупно высвечиваются значения минут. Такие часы работали в начале 1950-х годов. До этого ориентироваться приходилось по обычным циферблатам, а в середине 70-х появились привычные нам часовые табло.
Тут есть нестыковка: интервальные часы висели у головного вагона, но герои смотрят на часы навстречу прибывающему поезду. Скорее всего, съёмки были постановочными, тем более, что в кадре вагоны типов «А» и «Б», которые не ходили по кольцевой. На путевой стене видны ромбики и прямоугольники — это указатель-«линейка». На ромбах указывали станции маршрута, а под ними информацию о пересадках.
Бабушка велела девочке никуда не уходить с платформы, а сама отправилась в книжный киоск, снятый в объединённом вестибюле станции «Комсомольская». Такие точки продажи литературы располагались в метро, на вокзалах и в городе, они пользовались популярностью у граждан — Москва была одним из самых читающих городов мира.
В это время на платформе Саша наблюдает чёткую работу дежурной по станции. Женщина в строгой форме и фуражке поднимает сигнальный диск правой рукой, а когда головной вагон скрывается в тоннеле, выверенным движением его опускает. С одной стороны диск был красный (сигнал «Стой»), с другой — зелёный (поезд готов к отправлению). Поверхность диска не гладкая, как теперь, а с кромкой. С увеличением длины поездов потребовались более заметные обозначения — уже в 1960-е годы зелёный цвет на сигнальном диске заменят на белое поле с чёрным кругом по центру.
Развязка сюжета — апофеоз нарушений правил пользования эскалатором: Сашенька, потерявшись, сидит на ступенях, бабушка бежит по эскалатору наверх, дети бегут по соседней лестнице к ней, и никто из героев не держится за поручни. Вся эта сцена очень напоминает рассказ Николая Носова «Метро» (1940): там дети заблудились в подземке, на эскалаторе нашли маму и тётю, но никак не могли встретиться, потому что катались навстречу друг другу. Интересное совпадение: актриса Валентина Сперантова, сыгравшая в фильме роль бабушки, озвучивала для радио этот рассказ Носова.
Главный герой фильма — метростроевец Коля, человек нового времени. На дворе «оттепель», Москва и москвичи стали другими. Метро тоже устремляется к новым горизонтам: продлеваются существующие линии, строятся новые трассы скоростного транспорта.
Лирическая комедия Георгия Данелии, где Никита Михалков сыграл свою первую роль в кино, начинается на подземной стройплощадке. Перегонные тоннели теперь строят при помощи специальных машин — механизированных проходческих щитов. В первых кадрах фильма мы видим, как щит укладывает железобетонные тюбинги, которые образуют стены тоннеля. Каждую смену бригада заканчивает в душевых на шахте. Это уникальные кадры — раньше в игровом кино вопросы личной гигиены старались обходить стороной. Это была «больная» тема для советского человека. Примерно до 1960-х годов представители рабочего класса, живущие в бараках или общежитиях без собственного душа, могли помыться только раз в неделю: суббота была тем самым банным днём, когда вся страна принимала водные процедуры в общественных банях.
Уже в первом эпизоде мы видим знакомое нам утро в московском метро: час-пик, переполненная станция, все спешат на работу и хотят попасть в отправляющийся поезд. Пассажиры один за другим разжимают двери и запрыгивают в вагон, пока не вмешиваются дежурная с милиционером. Такое поведение и сегодня считается нарушением правил: поезда в метро должны отправляться строго по расписанию, но из-за удержания дверей график движения сбивается.
Наш герой едет в вагоне типа «Д», серийное производство которых началось в 1955 году. В составе поездов они курсировали по 1995 год, и сегодня сохранился один такой вагон в качестве музейного экспоната. Мы видим, как в окнах движущегося поезда мелькают прямоугольные пилоны станции «Университет». Режиссёр не случайно делает героя метростроевским проходчиком, а подземку — одним из ключевых мест действия картины. Отец Данелии — первостроитель Московского метрополитена. Он работал и на строительстве станции «Кировская» (сегодня это «Чистые пруды»), куда Колька отправляет гостя столицы, которому надо попасть на Строительный переулок. Именно там, рядом с шахтой, находился дом, где провёл детство автор фильма.
Пока поезд с пассажирами движется к станции «Ленинские горы» («Воробьевы горы»), сквозь окна можно заметить частое мелькание ламп — до середины 1970-ых освещение в тоннелях работало постоянно. Это было необходимо, поскольку мощности фар не хватало для безопасного движения под землёй. Но с появлением на поездах более мощных прожекторов ситуация изменилась — теперь освещение в тоннелях оставляют включённым лишь в местах пересечения путей и на сложных участках. Также его включают утром для нескольких поездов, которые проходят первыми после ночных смен.
В эпизоде на набережной уникальная станция «Ленинские горы» («Воробьевы горы») украшает собой кадр, светясь в темноте. Это первая в СССР станция метро, расположенная на мосту. Её вестибюли находятся на разных берегах Москва-реки, а платформа длиной 284 метра до сих пор остаётся самой протяжённой в московской подземке. Потребуется 4 минуты, чтобы пройти её целиком.
Когда наш герой едет в полупустом вагоне метро, он разглядывает своё отражение в раздвижных дверях, и мы видим знакомую с детства надпись «Не прислоняться». Это такой же символ метро, как и красная буква «М». До недавнего времени её наносили вручную с помощью трафарета — сейчас на стёклах размещают наклейки.
Под конец фильма Коля возвращается на «Университет». И мы снова видим пилоны классической станции глубокого заложения, которая стала площадкой для воплощения новых градостроительных задач. Идеология монументального сталинского метро подошла к концу, актуальным стало упрощение архитектурного облика станций. Именно здесь появились типовые светильники, а в облицовке путевых стен стали использовать керамическую плитку вместо мрамора. Как настоящая прима и любимица режиссёра, эта станция появляется в нескольких картинах Данелии. На ней были сняты одни из знаменитых сцен отечественного кинематографа — исполнение героем Михалкова песни «Я шагаю по Москве» и диалог с дежурной.
В эпизоде, где Колька идёт по центру зала в сторону эскалатора, на заднем плане можно увидеть «мумочку» — так ласково называли машиниста уборочной машины по первым буквам должности. Электрические поломоечные машины, показанные в фильме, пришли в метро после Великой Отечественной войны. В отличие от современных аналогов, они работали от сети, управлять подобной махиной было непросто. Но их активно использовали в метро до конца 90-х. Также на этих кадрах зафиксирован любопытный исторический факт: в проходах между пилонами висят массивные указатели с надписью «Посадки нет». Дело в том, что до 31 декабря 1963 года станция «Университет» была конечной на Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии.
В сцене у эскалатора на голове у дежурной не фуражка, которую мы видели в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер», а беретка. Тогда они были синего цвета, а вскоре станут красными и подарят дежурным прозвище «гребешки». В финальных кадрах можно заметить, как изменились эскалаторы со времён «Цирка» и «Новой Москвы». Теперь на них есть громкоговорители, а вместо светильников-шаров появились плафоны вытянутой формы, подходящие для люминесцентных белых ламп. Сам эскалатор, ставший знаменитым благодаря фильму «Я шагаю по Москве», мы снова увидим в кино 30 лет спустя. Он снимется в другой картине Данелии — «Настя». Главная героиня будет подниматься по той же ленте эскалатора № 2, расположенного в торце зала станции «Университет», что и метростроевец Коля.