Развернуть схемуСвернуть схему

О проекте МЦД

Центральные диаметры — наземное метро, объединяющее электрички и метро в единую систему

О проекте

Московские центральные диаметры (МЦД) — новый вид транспорта, который объединит формат пригородных электричек и метрополитена, создав, фактически, систему наземного метро.

В рамках проекта планируется запустить 5 диаметров: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский», МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский», МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». На этапе проектирования маршруты и технические параметры могут быть изменены. В рамках первого этапа проекта запущены два первых диаметра — МЦД-1 и МЦД-2.

В программе задействованы Министерство транспорта РФ, Правительство Москвы, Правительство Московской области, ОАО «РЖД», АО «Центральная ППК» и ГУП «Московский метрополитен».

Новости и обновления
в социальных сетях

Как создают МЦД?

Особенность МЦД в том, что диаметры будут проходить Москву насквозь, в то время, как обычные электрички, на данный момент, имеют конечную остановку на вокзалах. Это увеличит комфорт передвижения по столице и создаст множество новых вариантов маршрутов в Москве и области. Здесь будет организовано регулярное движение с минимальными интервалами, появится современный подвижной состав, будет введена единая билетная система и организованы удобные пересадки на другие виды транспорта.

Для этого будет реализовано следующее:

  • модернизация и усиление путевой и пассажирской инфраструктуры (пути, платформы, переходы);
  • формирование комфортного графика движения с минимальными интервалами в 5-6 минут; технологическое окно будет перенесено на ночное время;
  • замена подвижного состава на новые современные поезда;
  • единая билетная система Московского транспорта;
  • пассажирские сервисы и навигация к которым привыкли пассажиры на МЦК и Мосметро;
  • график работы МЦД будет синхронизирован с работой Московского метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК); движение поездов по диаметрам будет осуществляться с 5:30 утра до 1:00 ночи.
Режим работы МЦД
с 5:30 до 1:00
Интервал движения поездов
5-6 минут

Схема МЦД

Интерактивная схема

Подвижной состав

По двум первым диаметрам будут курсировать новейшие поезда «Иволга» в смешанном движении с обычными электричками на первом этапе. Поезда «Иволга» на 90% на 90% состоят из отечественных комплектующих и собираются на Тверском Вагоностроительном заводе специально для МЦД. В каждом поезде предусмотрены широкие двери (1400 мм), что облегчает посадку и высадку пассажиров. Поезда оборудованы системой селективного открывания дверей, технология пневмоподвешивания обеспечивает плавный ход поезда, а также низкий уровень шума и вибрации. В «Иволге» больше поручней, чем в аналогах — это влияет на удобство и безопасность при проезде стоя, кресла расположены «лицом к лицу», а над ними предусмотрены полки для багажа.

В поездах используются системы обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха. Кроме того, они оборудованы всеми современными пассажирскими сервисами: креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов, точками доступа Wi-Fi, информационными табло с указанием времени, маршрута следования, наименования ближайшей станции или платформы. Помимо этого, поезда «Иволга» отлично приспособлены для проезда маломобильных пассажиров. Для инвалидных колясок предусмотрены надежные крепления и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Эффекты от запуска МЦД

Запуск первых двух диаметров позволит улучшить транспортное обслуживание 3,7 млн человек, запуск первых двух диаметров улучшит транспортную доступность 17 районов Москвы:

Лианозово, Восточное Дегунино, Бескудниковский, Марфино, Тимирязевский, Бутырский, Савёловский, Отрадное, Алтуфьевский, Пресненский, Беговой, Дорогомилово, Кунцево, Фили-Давыдково, Можайский, Митино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Щукино, Войковский, Аэропорт, Марьина Роща, Мещанский, Красносельский, Басманный, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлёво Восточное, Бирюлёво Западное, Лефортово, Люблино, Марьино, Нижегородский, Южное Бутово и г. Щербинка.

А также 6 подмосковных городов и районов: Лобня, Долгопрудный, Одинцово, Красногорск, Подольск и Нахабино.

С запуском всех 5 диаметров:

  • будут открыты 186 станций МЦД;
  • будет построено 375 км пути;
  • для 9,6 млн жителей Москвы и Московской области улучшится транспортная доступность;
  • новое наземное метро появится в 70 районах Москвы и в 17 городах Московской области;
  • 9 линий метро получат разгрузку до 20%.

Реализация всей программы позволит снизить нагрузку на всю транспортную инфраструктуру Москвы на 10-12%.

Павильон МЦД

Павильон Московских центральных диаметров расположен в самом центре Москвы, на площади у Киевского вокзала и создан для того, чтобы информировать жителей Москвы и области о проекте МЦД еще до того, как он будет запущен.

  • В павильоне при помощи современных технологий в интерактивной форме продемонстрирована актуальная информация о проекте: маршруты диаметров, способы оплаты, тарифы. Здесь вам расскажут о поездах, новых остановочных пунктах и сервисах для пассажиров.
  • Главный экспонат павильона — полноразмерный макет вагона нового поезда «Иволга», который будет перевозить пассажиров на первых двух диаметрах «Одинцово-Лобня» и «Нахабино—Подольск». В нем пассажиры смогут ознакомиться со всеми пассажирскими сервисами, которые будут реализованы на МЦД: Wi-Fi, USB-зарядки, велокрепления, информационные табло.
  • Почувствовать себя машинистом поезда и проехать по первым двум диаметрам можно благодаря очкам виртуальной реальности.
  • Благодаря системе проекторов (мэппинг-шоу), макет «Иволги» сможет менять цвет в зависимости от пожеланий гостей павильона.
  • Фотокомната позволит стать частью рекламной кампании МЦД. Фотографию можно не только распечатать, но и отправить «Почтой России» в любую точку мира абсолютно бесплатно.
  • Зона дополненной реальности позволяет посмотреть на карту МЦД с высоты птичьего полета, рассмотреть Москву и ее окрестности, а также «управлять погодой» над городом.
  • Составить индивидуальный ежедневный удобный маршрут с использованием МЦД поможет маршрутизатор. Он также посчитает, сколько времени сэкономит конкретный пассажир благодаря МЦД.
  • Также еженедельно в павильоне МЦД будут проходят лекции историков, экскурсоводов, журналистов и участников проекта МЦД, которые рассказывают об истории, легендах и будущем транспорта Москвы и мира.
  • Павильон МЦД будет работать на протяжении всего 2019 года ежедневно без выходных с 9:00 до 21:00. Вход свободный.

Записаться на бесплатные экскурсии можно на сайте «Экскурсии в метро» и на сайте МЦД.

Записаться
Павильон работает
каждый день
с 9:00 до 21:00

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50%, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75% затрат на проезд.

На первых двух диаметрах МЦД будут действовать 3 тарифные зоны:

1) «Центральная» — для поездок в пределах Москвы:

МЦД-1 — в границах станций «Марк» — «Сетунь»,
МЦД-2 — в границах станций «Волоколамская» — «Остафьево».

Стоимость разовой поездки на МЦД по Москве в пределах «Центральной» зоны будет равна стоимости поездки на других видах общественного транспорта (метро, МЦК, автобус, троллейбус, трамвай и электробус) по тарифу «Кошелек» карты «Тройка», либо по стоимости поездки других типов билетов, которые можно записать на карту «Тройка».

В 2020 г. поездка по тарифу «Кошелек» составляет 40 рублей.

«Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с МЦК: стоимость поездки по цене разового билета на метро и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД.

2) Зона «Пригород» будет действовать за пределами станций «Марк», «Сетунь», «Волоколамская», «Остафьево» и до конечных станций МЦД «Одинцово», «Лобня», «Нахабино», «Подольск».

Разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» стоит 47 рублей.

Также будет действовать бесплатная пересадка на МЦК, метро и МЦД.

3) «Дальняя» зона начинается за границами МЦД.

Если пассажир едет с/на станции, не входящие в МЦД, то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующий билет на электричку (24 рубля за каждую зону до границ МЦД) + 47 рублей.

Как только пассажиры въезжают в границы МЦД, они получают право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и МЦД.

При желании оплатить проезд на МЦД можно будет действующими билетами пригородных электричек, однако при их использовании пересадка на метро и МЦК не будет бесплатной.

Бесплатная пересадка на метро и МЦК

С МЦД можно будет бесплатно пересесть на метро или МЦК и обратно при оплате картой «Тройка» — в течение 90 минут с момента первой валидации билета на турникете или валидаторе (по аналогии с МЦК).

Для бесплатной пересадки при выходе со станции МЦД надо будет приложить к валидатору или турникету карту «Тройка». Без валидации билета на входе и выходе получить бесплатную пересадку пассажир не сможет.

Осуществлять бесплатную пересадку с МЦД на метро или МЦК с помощью карты «Стрелка» можно будет после доработки программного оборудования турникетов метро и самой карты.

Если пассажир воспользовался действующими билетами пригородных электричек, бесплатной пересадки на метро и МЦК не будет.

Билеты, которые будут действовать на МЦД

Помимо тарифа «Кошелек» карты «Тройка» — в «Центральной» зоне МЦД пассажиры смогут использовать для оплаты проезда все билеты Московского метрополитена, которые записываются на «Тройку». Согласно тарифному меню — это билеты на 60 поездок, 1 сутки, 3 суток, 30 дней, 90 дней и 365 дней.

На МЦД не будут действовать бумажные билеты «Единый». Это связано с техническими ограничениями чипа, используемого в бумажном носителе.

Для проезда в зонах «Пригород» и «Дальняя» будут действовать другие абонементы. В настоящее время типы и стоимость этих абонементов согласовываются с Правительством Московской области.

Также для оплаты проезда можно будет воспользоваться действующими билетами на пригородные электрички, однако при их использовании не будет действовать бесплатная пересадка на метро и МЦК.

Турникеты на станциях МЦД оборудуют терминалами для бесконтактной оплаты проезда. Пассажиры смогут расплатиться картами, поддерживающими технологии PayPass/PayWave и гаджетами с технологиями Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. При бесконтактной и безналичной оплате — стоимость проезда на МЦД составит при поездке по «Центральной» зоне — 44 рубля

Стоимость проезда при бесконтактной и безналичной оплате в зонах «Пригород» и «Дальняя» в настоящее время согласовывается с Правительством Московской области.

Пересадка с МЦД на МЦК или метро при оплате бесконтактным способом также будет бесплатной.

Пересадка на наземный общественный транспорт

При оплате картой «Тройка» стоимость пересадки с МЦД на автобус, троллейбус, трамвай или электробус составит:

  • при поездке по «Центральной» зоне — 23 рубль (по билету «90 минут»);
  • при поездке из зон «Пригород» и «Дальняя» — 40 рублей (стоимость полного билета).

Контакты

Частые вопросы

Название проекта «Московские центральные диаметры» (МЦД) было определено в рамках единой концепции наземного железнодорожного транспорта и по аналогии с проектом «Московское центральное кольцо» (МЦК). На МЦД будут реализованы все пассажирские сервисы и услуги, которые доступны пассажирам МЦК и столичного метрополитена. В том числе будет разработана единая билетная система и единая навигационная система. Кроме того, по МЦД будут курсировать новые современные поезда «Иволга», по качеству перевозок и уровню сервиса не уступающие поездам метрополитена и Московского центрального кольца. Аббревиатура «МЦД» отражает в себе особенности диаметрального движения нового вида городского транспорта, она была выбрана совместным решением Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД».
В рамках проекта МЦД планируется запустить пять сквозных маршрутов. Запуск первых диаметров запланирован на конец 2019 – начало 2020 года. Первыми откроются МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Реализацию проекта начинают с данных направлений, так как именно они на сегодняшний день являются самыми востребованными. После запуска первых двух диаметров планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Все три сейчас находятся на этапе проектирования, в ходе этой работы маршруты могут быть изменены.
В настоящее время «Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с Московским центральным кольцом (далее — МЦК). Стоимость одной поездки по билету «Кошелек» составляет 40 рублей, пересадка между метро, МЦК и МЦД бесплатная. Помимо билета «Кошелек» карты «Тройка», для оплаты проезда можно использовать все билеты Московского метрополитена, которые записываются на карту «Тройка». По тарифному меню 2020 года — это билеты: на 60 поездок (1 970 рублей), 1 сутки (230 рублей), 3 суток (438 рублей), 30 дней (2 170 рублей), 90 дней (5 430 рублей) и 365 дней (19 500 рублей). Эти билеты действуют только в зоне «Центральная», выезд в зону «Пригород» по ним невозможен.
Льготные категории граждан, имеющие социальные карты москвича (далее — СКМ), продолжают в прежнем порядке пользоваться своими картами для бесплатного проезда в метрополитене, а также в тарифной зоне «Центральная» Московских центральных диаметров (далее — МЦД), которая включает в себя остановочные пункты «Марк»-«Сетунь» Белорусско-Савеловского диаметра (МЦД-1) и «Волоколамская»-«Остафьево» Курско-Рижского диаметра (МЦД-2).
Для совершения бесплатных поездок в тарифной зоне «Пригородная» МЦД, держателю СКМ необходимо обратиться в любую кассу АО «Центральной ППК» для записи абонемента на месяц. На МЦД-1 конечными остановочными пунктами являются «Одинцово» и «Лобня», на МЦД-2 «Нахабино» и «Подольск». Для проезда в тарифной зоне «Дальняя» пассажир оформляет льготный проездной билет от границ МЦД до пункта назначения в любых кассах АО «Центральной ППК».
С вводом МЦД в поездах станет свободнее благодаря целому ряду факторов. Во-первых, пассажирам больше не придется подстраиваться под расписание и приходить на станцию к конкретному времени, так как теперь поезда будут курсировать в тактовом режиме. Во-вторых, будет сокращен интервал движения поездов до 5-6 минут в часы пик. Диаметры будут работать по графику метрополитена: с 5:30 до 1:00. С вводом МЦД жители областных городов смогут экономить время в пути почти в два раза. Сейчас большинство пассажиров пригородных электричек строят свой путь «до вокзала», в то время как маршруты диаметров пройдут сквозь всю Москву. После запуска МЦД пассажирам будет гораздо проще построить быстрый маршрут, а удобные пересадки на метро и МЦК сделают дорогу комфортнее. Кроме того, стоит отметить, что с запуском сквозных маршрутов жители областных городов получат транспорт нового уровня, обладающий всеми пассажирскими сервисами. Отсутствие тамбуров увеличивает пространство в салоне, а за счет широких входных дверей пассажиры смогут быстрее зайти в вагон и выйти из него, не мешая друг другу. Один поезд «Иволга» сможет перевозить до 2000 пассажиров.
Новый поезд «Иволга», который будет курсировать по первым двум диаметрам, спроектирован и создан в России, при этом он обладает высоким уровнем пассажирских сервисов и не уступает лучшим мировым аналогам. При разработке дизайна поезда «Иволга», и при решении вопроса расположения сидений, акцент был сделан на создание единого светлого пространства. Встречное расположение кресел признано оптимальным для современного городского транспорта и наиболее практичным для непродолжительных поездок. Такая рассадка пассажиров увеличивает количество свободного места в вагонах и позволяет большему количеству человек расположиться в салоне с комфортом.
Для удобства пассажиров МЦД поезда «Иволга» будут оборудованы креплениями для велосипедов, которые будут расположены в головных вагонах состава – по четыре в каждом. Тарифная система Московских центральных диаметров сейчас является приоритетной и рассматривается на уровне глав субъектов. При разработке тарифов для МЦД главное внимание уделяется интересам будущих пассажиров, новые тарифы должны быть комфортными и понятными для них. Вопрос о стоимости провоза велосипедов также находится на рассмотрении, решение по нему будет принято непосредственно к запуску МЦД.
Маршруты первых двух линий Московских центральных диаметров (МЦД) планируется нанести на карты столичного метрополитена уже в конце 2019 - начале 2020 гг., к запуску первых двух сквозных маршрутов. Так как МЦД станет новым наземным метро с единым уровнем сервиса, билетной системой и графиком работы, для удобства пассажиров обновленные схемы появятся и в вагонах, и в вестибюлях станций метрополитена. К запуску сквозных маршрутов обновят навигацию в метро, в том числе путевые полосы и разводящие указатели. Всего будет заменено более 60 тыс. элементов на станциях и в поездах. Также планируется обновить навигацию на автобусных остановках и на городских указателях. При изображении диаметров будут придерживаться принципа нумерации. Сейчас ведется разработка единого стиля Московских центральных диаметров, который будет включать в себя цвета линий. Линии МЦД появятся не только на схеме метро, но и на схеме пригородных электричек. Важно учитывать, что МЦД хоть и станут новым видом транспорта, но при этом они будут органично вписаны в общую транспортную систему Москвы и области. Именно поэтому при визуализации сквозных маршрутов на навигации важно выполнить две задачи: показать единство транспортной системы и при этом сделать так, чтобы пассажиры привыкли к обозначению линий МЦД на картах. Также изображение линий диаметров появится в мобильном приложении «Метро Москвы». Это будет сделано для того, чтобы пассажиры могли построить свой идеальный маршрут с учетом линий нового наземного метро рассчитать, сколько времени займет путь с учетом МЦД и увидеть, какие новые пересадки станут доступны после запуска сквозных маршрутов.
Проект Московских центральных диаметров реализуется уже на существующей железнодорожной инфраструктуре. Но для того, чтобы поезда МЦД могли курсировать в тактовом режиме и с интервалом 5-6 минут в часы пик, будут строиться дополнительные пути. Увеличение количества железнодорожных путей также необходимо для того, чтобы после запуска МЦД обеспечить бесперебойное движение поездов дальнего следования, грузовых поездов и пригородных электричек.
Задача Московских центральных диаметров – стать не просто составной частью существующей транспортной системы, но и качественно улучшить ее. Объемы движения на пригородном железнодорожном транспорте вне границ МЦД будут сохранены, а на маршрутах диаметров они будут только увеличены, особенно в часы пик. Именно для того, чтобы не уменьшать количество пригородных электричек, грузовых составов и поездов дальнего следования, и ведется реконструкция железнодорожной сети на линиях будущих МЦД-1 и МЦД-2, в том числе строятся новые железнодорожные пути.
При разработке проекта Московских центральных диаметров был учтен аналогичный успешный международный опыт. Идея связать железнодорожные пути и создать из них диаметральные маршруты была реализована во Франции и в Германии. В 1965 году власти Франции утвердили план по прокладке «наземного метро» RER. Сегодня оно связывает тупиковые участки пригорода с центром французской столицы на платформе Шатле – Ле-Аль. В результате в Париже удалось создать один из самых крупных пересадочных в мире узлов с пересечением пяти станций. Аналогичная система сейчас функционирует и в Берлине. Железнодорожная система S-Banh связывает пригород с центром, при этом поезда курсируют с интервалами от 5 до 15 минут.
Развернуть схему