Изменения в связи с подготовкой и проведением парада 9 мая. Узнать подробности 15 июня 2021 года для грузовиков заработают новые правила получения пропуска. Подробнее
Развернуть схемуСвернуть схему

О проекте МЦД

Центральные диаметры — наземное метро, объединяющее электрички и метро в единую систему

О проекте

Московские центральные диаметры (МЦД) — новый вид транспорта, который объединяет формат пригородных электричек и метрополитена, создав, фактически, систему наземного метро.

В рамках проекта планируется запустить 5 диаметров. В 2019 году были запущены МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский».

До 2025 года планируется запустить еще 3 диаметра: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». На этапе их проектирования маршруты и технические параметры могут быть изменены.

В программе задействованы Министерство транспорта РФ, Правительство Москвы, Правительство Московской области, ОАО «РЖД», АО «Центральная ППК» и ГУП «Московский метрополитен».

Новости и обновления
в социальных сетях

Как создают МЦД?

Особенность МЦД в том, что диаметры проходят Москву насквозь. Раньше обычные электрички останавливались на вокзалах как на конечных станциях. МЦД-1 и МЦД-2 увеличили комфорт передвижения по столице и создали множество новых вариантов маршрутов в Москве и области. Здесь организовано регулярное тактовое движение с минимальными интервалами в часы пик, появился современный подвижной состав, введена единая билетная система и организованы удобные пересадки на другие виды транспорта.

Для этого реализовано следующее:

  • модернизация и усиление путевой и пассажирской инфраструктуры (пути, платформы, переходы);
  • формирование комфортного графика движения с минимальными интервалами в 5-7 минут; технологическое окно перенесено на ночное время;
  • замена подвижного состава на новые современные поезда;
  • единая билетная система Московского транспорта;
  • пассажирские сервисы и навигация, к которым привыкли пассажиры на МЦК и Мосметро;
  • график работы МЦД синхронизирован с работой Московского метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК); движение поездов по диаметрам осуществляется с 5:30 утра до 1:00 ночи.
Режим работы МЦД
с 5:30 до 1:00
Интервал движения поездов
5-7 минут

Схема МЦД

Интерактивная схема

Подвижной состав

С запуском МЦД по двум первым диаметрам начали курсировать новейшие поезда «Иволга» в смешанном движении с обычными электричками. Весь 2020 год велось обновление подвижного состава.

Поезда «Иволга» на 90% состоят из отечественных комплектующих и собираются на Тверском Вагоностроительном заводе специально для МЦД. В каждом поезде предусмотрены широкие двери (1400 мм), что облегчает посадку и высадку пассажиров. Поезда оборудованы системой селективного открывания дверей, технология пневмоподвешивания обеспечивает плавный ход поезда, а также низкий уровень шума и вибрации. В «Иволге» больше поручней, чем в аналогах — это влияет на удобство и безопасность при проезде стоя, кресла расположены «лицом к лицу», а над ними предусмотрены полки для багажа.

В поездах используются системы обеспечения постоянного микроклимата и обеззараживания воздуха. Кроме того, они оборудованы всеми современными пассажирскими сервисами: креплениями для велосипедов, USB-розетками для зарядки гаджетов, точками доступа Wi-Fi, информационными табло с указанием времени, маршрута следования, наименования ближайшей станции или платформы. Помимо этого, поезда «Иволга» отлично приспособлены для проезда маломобильных пассажиров. Для инвалидных колясок предусмотрены надежные крепления и просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля.

Эффекты от запуска МЦД

Запуск первых двух диаметров улучшил транспортное обслуживание более 4 млн человек в 45 районах Москвы и 6 подмосковных городах.

Павильон МЦД

Павильон Московских центральных диаметров расположен в самом центре Москвы, на площади у Киевского вокзала и создан для того, чтобы информировать жителей Москвы и области о проекте МЦД еще до того, как он будет запущен.

  • В павильоне при помощи современных технологий в интерактивной форме продемонстрирована актуальная информация о проекте: маршруты диаметров, способы оплаты, тарифы. Здесь вам расскажут о поездах, новых остановочных пунктах и сервисах для пассажиров.
  • Главный экспонат павильона — полноразмерный макет вагона нового поезда «Иволга», который перевозит пассажиров на первых двух диаметрах «Белорусско-Савеловский» и «Курско-Рижский». В нем пассажиры могут ознакомиться со всеми сервисами, которые реализованы на МЦД: Wi-Fi, USB-зарядки, велокрепления, информационные табло.
  • Почувствовать себя машинистом поезда и проехать по первым двум диаметрам можно благодаря очкам виртуальной реальности.
  • Благодаря системе проекторов (мэппинг-шоу), макет «Иволги» может менять цвет в зависимости от пожеланий гостей павильона.
  • В фотокомнате павильона МЦД можно сделать фото на память на фоне станции диаметров.
  • Зона дополненной реальности позволяет посмотреть на карту МЦД с высоты птичьего полета, рассмотреть Москву и ее окрестности, а также «управлять погодой» над городом.
  • Составить индивидуальный ежедневный удобный маршрут с использованием МЦД поможет маршрутизатор. Он также посчитает, сколько времени сэкономит конкретный пассажир благодаря МЦД.
  • Также в павильоне МЦД проходят лекции историков, экскурсоводов, журналистов и участников проекта МЦД, которые рассказывают об истории, легендах и будущем транспорта Москвы и мира.
  • Павильон МЦД работает ежедневно без выходных с 9:00 до 21:00. Вход свободный. Сейчас, в соответствии с указом Мэра Москвы №107-УМ от 10 ноября 2020 года, павильон Московских центральных диаметров приостановил приём посетителей и проводит мероприятия онлайн.

Записаться на бесплатные экскурсии можно на сайте «Экскурсии в метро» и на сайте МЦД.

Записаться
Павильон работает
каждый день
с 9:00 до 21:00

Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры ежедневно экономят на проезде до 50%, а пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75% затрат на проезд.

На первых двух диаметрах МЦД действуют 3 тарифные зоны:

1) «Центральная» — для поездок в пределах Москвы:

МЦД-1 — в границах станций «Марк» — «Сетунь», МЦД-2 — в границах станций «Волоколамская» — «Остафьево».

Стоимость разовой поездки на МЦД по Москве в пределах «Центральной» зоны равна стоимости поездки на других видах общественного транспорта (метро, МЦК, автобус, троллейбус, трамвай и электробус) по тарифу «Кошелек» карты «Тройка», либо по стоимости поездки других типов билетов, которые можно записать на карту «Тройка».

В 2021 г. поездка по тарифу «Кошелек» составляет 42 рубля.

«Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с МЦК: стоимость поездки по цене разового билета на метро и бесплатная пересадка между метро, МЦК и МЦД.

2) Зона «Пригород» действует за пределами станций «Марк», «Сетунь», «Волоколамская», «Остафьево» и до конечных станций МЦД «Одинцово», «Лобня», «Нахабино», «Подольск».

Разовая поездка по тарифу «Кошелек» карты «Тройка» стоит 50 рублей.

Также действует бесплатная пересадка на МЦК, метро и МЦД.

3) «Дальняя» зона начинается за границами МЦД.

Если пассажир едет с/на станции, не входящие в МЦД, то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующий билет на электричку (26 рублей за каждую зону до границ МЦД) + 50 рублей.

Как только пассажиры въезжают в границы МЦД, они получают право на бесплатную пересадку на МЦК, метро и МЦД.

При желании оплатить проезд на МЦД можно действующими билетами пригородных электричек, однако при их использовании пересадка на метро и МЦК не будет бесплатной.

Бесплатная пересадка на метро и МЦК

С МЦД можно бесплатно пересесть на метро или МЦК и обратно при оплате картой «Тройка» — в течение 90 минут с момента первой валидации билета на турникете или валидаторе (по аналогии с МЦК).

Для бесплатной пересадки при выходе со станции МЦД необходимо приложить к валидатору или турникету карту «Тройка». Без валидации билета на входе и выходе получить бесплатную пересадку пассажир не сможет.

Если пассажир воспользовался действующими билетами пригородных электричек, бесплатной пересадки на метро и МЦК не будет.

Билеты, которые действуют на МЦД

Помимо тарифа «Кошелек» карты «Тройка» — в «Центральной» зоне МЦД пассажиры могут использовать для оплаты проезда все билеты Московского метрополитена, которые записываются на «Тройку». Согласно тарифному меню — это билеты на 60 поездок, 1 сутки, 3 суток, 30 дней, 90 дней и 365 дней.

В зоне «Пригород» пассажиры также могут воспользоваться абонементами на 1 сутки, 3 суток, 30 дней, 90 дней и 365 дней.

На МЦД не действуют бумажные билеты «Единый». Это связано с техническими ограничениями чипа, используемого в бумажном носителе.

Также для оплаты проезда можно воспользоваться действующими билетами на пригородные электрички, однако при их использовании не будет действовать бесплатная пересадка на метро и МЦК.

Турникеты на станциях МЦД в будущем оборудуют терминалами для бесконтактной оплаты проезда. Пассажиры смогут расплатиться картами, поддерживающими технологии PayPass/PayWave и гаджетами с технологиями Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. При бесконтактной и безналичной оплате — стоимость проезда на МЦД составит при поездке по «Центральной» зоне — 46 рублей, а по зоне «Пригород» — 54 рубля. На данный момент оплата такого типа недоступна.

Пересадка с МЦД на МЦК или метро при оплате бесконтактным способом также будет бесплатной.

Пересадка на наземный общественный транспорт

При оплате картой «Тройка» стоимость пересадки с МЦД на автобус, троллейбус, трамвай или электробус составит:

  • при поездке по «Центральной» зоне — 26 рублей (по билету «90 минут»);
  • при поездке из зон «Пригород» и «Дальняя» — 42 рубля (стоимость полного билета).

Контакты

Частые вопросы

Название проекта «Московские центральные диаметры» (МЦД) было определено в рамках единой концепции наземного железнодорожного транспорта и по аналогии с проектом «Московское центральное кольцо» (МЦК). На МЦД реализованы все пассажирские сервисы и услуги, которые доступны пассажирам МЦК и столичного метрополитена. В том числе разработаны единые билетная и навигационная системы. Кроме того, по МЦД курсируют новые современные поезда «Иволга», по качеству перевозок и уровню сервиса не уступающие поездам метрополитена и Московского центрального кольца. Аббревиатура «МЦД» отражает в себе особенности диаметрального движения нового вида городского транспорта, она была выбрана совместным решением Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД».
В рамках проекта МЦД планируется запустить пять сквозных маршрутов. Первыми были запущены МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» 21 ноября 2019 года. Реализацию проекта начали с данных направлений, так как именно они являлись самыми востребованными. В дальнейшем планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Все три сейчас находятся на этапе проектирования, в ходе этой работы маршруты могут быть изменены.

В настоящее время «Центральная» зона МЦД включается в единую Московскую тарифную зону по аналогии с Московским центральным кольцом (далее — МЦК). Стоимость одной поездки по билету «Кошелек» составляет 42 рубля, пересадка между метро, МЦК и МЦД бесплатная. Помимо билета «Кошелек» карты «Тройка», для оплаты проезда можно использовать все билеты Московского метрополитена, которые записываются на карту «Тройка». По тарифному меню 2021 года — это билеты: на 60 поездок (2070 рублей), 1 сутки (240 рублей), 3 суток (455 рублей), 30 дней (2 245 рублей), 90 дней (5 430 рублей) и 365 дней (19 500 рублей). Эти билеты действуют только в зоне «Центральная». Выезд в зону пригород по ним невозможен.

В тарифной зоне «Пригород» — это билеты: 1 сутки (295 рублей), 3 суток (565 рублей), 30 дней (2 660 рублей), 90 дней (6940 рублей) и 365 дней (24 450 рублей). Эти билеты действуют и в тарифной зоне «Центральная».

Льготные категории граждан, имеющие социальные карты москвича (далее — СКМ), продолжают в прежнем порядке пользоваться своими картами для бесплатного проезда в метрополитене, а также в тарифной зоне «Центральная» Московских центральных диаметров (далее — МЦД), которая включает в себя остановочные пункты «Марк»-«Сетунь» Белорусско-Савеловского диаметра (МЦД-1) и «Волоколамская»-«Остафьево» Курско-Рижского диаметра (МЦД-2).
Для совершения бесплатных поездок в тарифной зоне «Пригородная» МЦД, держателю СКМ необходимо обратиться в любую кассу АО «Центральной ППК» для записи абонемента на месяц. На МЦД-1 конечными остановочными пунктами являются «Одинцово» и «Лобня», на МЦД-2 «Нахабино» и «Подольск». Для проезда в тарифной зоне «Дальняя» пассажир оформляет льготный проездной билет от границ МЦД до пункта назначения в любых кассах АО «Центральной ППК».
Новые поезда «Иволга», которые курсируют по первым двум диаметрам, спроектированы и созданы в России, при этом они обладают высоким уровнем пассажирских сервисов и не уступают лучшим мировым аналогам. При разработке дизайна поезда «Иволга», и при решении вопроса расположения сидений, акцент был сделан на создание единого светлого пространства. Встречное расположение кресел признано оптимальным для современного городского транспорта и наиболее практичным для непродолжительных поездок. Такая рассадка пассажиров увеличивает количество свободного места в вагонах и позволяет большему количеству человек расположиться в салоне с комфортом.
Для удобства пассажиров МЦД поезда «Иволга» оборудованы креплениями для велосипедов, расположенными в головных вагонах состава – по четыре в каждом. Провоз велосипедов на МЦД бесплатный.
При разработке проекта Московских центральных диаметров был учтен аналогичный успешный международный опыт. Идея связать железнодорожные пути и создать из них диаметральные маршруты была реализована во Франции и в Германии. В 1965 году власти Франции утвердили план по прокладке «наземного метро» RER. Сегодня оно связывает тупиковые участки пригорода с центром французской столицы на платформе Шатле – Ле-Аль. В результате в Париже удалось создать один из самых крупных пересадочных в мире узлов с пересечением пяти станций. Аналогичная система сейчас функционирует и в Берлине. Железнодорожная система S-Banh связывает пригород с центром, при этом поезда курсируют с интервалами от 5 до 15 минут.
Развернуть схему