13 сентября 2016

Борьба за улицы: как новое видение трансформировало улицы Нью-Йорка

В августе 2008 года и городские власти экспериментально организовали программу «Летних улиц». По плану несколько центральных улиц становились пешеходными по утрам три субботы подряд.

Идею переняли из столицы Колумбии, где еще в 1974 года стартовал проект Ciclovía - каждое воскресение и праздничные дни с 7:00 до 14:00 центральные улицы освобождают от автомобилей. Еженедельно 120 километров улиц привлекают 2 миллиона пешеходов и велосипедистов (30% населения).

Помню свои мысли перед открытием проекта: что делать, если никто не появится, если это катастрофа? - вспоминает Садик-Хан, - Я по-настоящему испытала облегчение, когда увидела людей - гуляющих и на велосипедах. Оказалось, жители Нью-Йорка знали, что делать с улицами: 300 тысяч человек вышли гулять, играть, брать уроки баскетбола и танцев. 

летние улицы NYC

Садик-Хан известна развертыванием 643 километров велодорожек и открытием городского велопроката. Она курировала развертывание скоростных автобусных маршрутов и создание пешеходных зон, в том числе такое дискуссионное перепроектирование Таймс-сквер.

Свой подход она описывает как "перепрограммирование кода улицы" - трансформация пространства для людей: пеших, велосипедистов, пользующихся общественным транспортом, а не для одного человека внутри личного автомобиля. По ее словам, сам способ проектирования улиц вынуждает жителей пользоваться личным транспортом и мы должны пересмотреть предназначение улиц, чтобы обеспечить жителям новый выбор.

Это неудобная философия для тех, кто, как и предыдущие поколения Нью-Йоркцев, привыкли ездить на машине и парковаться, где захочется. Все прошлое столетие мы строили города для автомобилей и получили убыток от этих инвестиций: улицы стали опасными, перегруженными и экономически неэффективными.

Такие нововведения не прошли гладко. Однако теперь опросы показывают, что изменения стали популярны у жителей Нью-Йорка.

Люди принимали трансформацию улиц очень лично. Все 180 акров улиц, которые мы вернули пешеходам и велосипедистам были полем упорной битвы.

Города избегают пробовать новое, боясь, что это не сработает. Многое можно сделать с помощью краски и цветочных горшков. Такие изменения не требуют долгих лет, многомиллионных бюджетов или сильных лидеров.

По словам Джанетт, городская среда в Нью-Йорке изменилась за счет адаптации уже имеющегося пространства. Часть Бродвея стала пешеходной всего за несколько месяцев только при помощи имущества транспортного департамента.  

Когда в 2009 году на Таймс-сквер стали расставлять заградительные тумбы, мы смотрели на заасфальтированное пространство размером с два футбольных поля и думали: Как много пустого места и совсем ничего нет!

Так на Таймс-сквер появились 376 пляжные стульев.

Это было интересно! Все разговоры людей были только об этих стульях, а не о том, что мы закрыли Бродвей от машин.

Похожий опыт мы получали и в других проектах - улицы адаптируют для пешеходов и люди принимают изменения. А со временем жителям кажется, что пространство было таким всегда.

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе