Столица Дании известна как город, победивший пробки во многом благодаря велосипедам. Сегодня Копенгаген лидирует в рейтинге столиц, комфортных и адаптированных для велосипедистов.
Однако так было не всегда. 50 лет назад в Копенгагене началось активное строительство автомагистралей, а следом и рост автомобильных потоков. Там, где были исторические площади – появились трассы, там, где раньше были общественные пешеходные пространства – оборудовали парковки. Вскоре жители выступили за возвращение культурной идентичности города, и с помощью обращений и демонстраций они просили власти отнять Копенгаген у машин, отдав пешеходам.
Что касается платных парковок, они стали эффективным инструментом адаптации улиц центра города и ближайших районов под нужды пешеходов и велосипедистов.
Платные парковки для автомобилистов в Копенгагене разделены на пять зон: самая дорогая – красная – в центре города, парковки зеленой зоны дешевле, следом по убыванию стоимости идут синяя и желтая. Фиолетовая зона относится к коммуне Фредериксборг.
Источник: https://www.parkeringsinfo.dk/default.asp
Стоимость парковки в красной зоне в будний день с 8 до 18 часов обойдется в 38 крон (401 рубль) в час, в зеленой зоне – 22 кроны (232 рубля) в час, в синей – 14 крон (150 рублей) и в желтой 11 крон (116 рублей). Цена парковки с 18 до 23 часов составляет 15 крон (157 рублей) в час во всех зонах, кроме желтой (там – 11 крон или 115 рублей). В субботу тарифы ниже, в воскресенье и праздничные дни парковка бесплатна.
В коммуне Фредериксберг действуют свои парковочные тарифы. Кстати, во время пика пандемии коронавируса только эта зона была объявлена зоной бесплатной парковки. Стандартные правила парковки вернулись 1 мая 2020 года.
Источник: https://www.logos.dk/cases/parkering-koebenhavn/
В результате цифровизации города власти обновили паркоматы и система оплаты напоминает ту, которая реализована в Москве. Автомобилисты вводят регистрационный номер автомобиля, и проверка оплаты проходит с помощью автоматического сканирования номерных знаков. Паркоматы были модернизированы: добавлены сенсорные экраны и значительно сокращено время транзакции.
Чтобы оплатить парковку в Копенгагене, можно выбрать один из трех способов: мобильными приложениями «Parkman», «ParkPark», «Parkone», «EasyPark», банковской картой или скретч-билетом.
В большинстве приложений, за исключением «ParkPark», при оплате парковки также взимается комиссия в размере 10-15%. Зато в них можно остановить парковочную сессию преждевременно, и неиспользованные деньги вернутся на счет.
Также парковку можно оплатить с помощью банковской карты в паркоматах. Сканируя номерной знак автомобиля, инспектор определяет, совершена ли плата за парковку. Поэтому больше не надо оставлять парковочный билет на лобовом стекле автомобиля, как было принято в городе раньше. Если нужна квитанция за парковку, ее необходимо выбрать опционально, в Дании серьезно следят за проблемами экологии и стараются минимизировать так называемые «быстрые» отходы.
Источник: https://nyheder.tv2.dk/samfund/2016-05-31-gratis-parkering-i-koebenhavn-p-vagter-har-faaet-besked-paa-ikke-at-udskrive
Третий способ оплаты - скретч-билет. Купить его можно на заправках или парковках, срок его действия длится 1, 3 и 7 часов, а также можно приобрести билет на вечер и ночь. Также их можно объединить на нужное количество часов и использовать в зоне с более низкими тарифами.
Выглядит он примерно так:
Источник:
https://yandex.ru/images/search text=skrabebilet%20til%20kommunale%20parkering%D1%8B%D0%B7%D0%B4%D1%84%D0%B2%D1%8B%D1%83%D0%BA&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F173114%2F5429730.1c7%2F0_a58c0_9a4f1135_XL.jpg&rpt=simage
Отдельно стоит отметить, что на улицах Копенгагена можно бесплатно парковаться электромобилям, автомобилям с водородным двигателем и электрическим мотоциклам.
Резидентные разрешения на парковку варьируются в цене в зависимости от экологического класса автомобиля, на который выдано разрешение. Еще в 2019 году стоимость годового абонемента на парковку недалеко от дома составляла всего 10 крон (около 95 рублей). В 2020 году она выросла и составляет от 200 до 4000 датских крон (от 2112 до 42259 рублей) в зависимости от расхода топлива автомобиля.
В Копенгагене парковаться по резидентному разрешению можно в том районе или округе, где оно действует. Максимальный вес транспортного средства не должен превышать 3500 килограмм.
Оставлять машину можно только на парковках и стоянках, которые находятся на улицах, в надземных и подземных паркингах. Не ставьте авто на месте, предназначенным для парковки инвалидов, спецтранспорта и электромобилей (они выделены и оборудованы специальными розетками). Если машина припаркована в неположенном месте, ее отправят на штрафстоянку. В результате водителю придется оплачивать 500-1000 крон (около 5252-10504 рублей), плюс услуги эвакуатора.
Источник: https://www.berlingske.dk/politik/dyrere-parkering-i-koebenhavn-skal-give-mere-plads
Штраф за парковку на месте для инвалидов составляет 1020 крон (10700 рублей). Столько же придется заплатить за парковку перед входом и выходом общественных мест. А штраф за неоплату парковки составляет 510 крон (5350 рублей). За оплатой парковки в городе следят 115 пеших парковочных инспекторов. Всего город выписывает порядка 350 000 штрафов за нарушение правил парковки, из них около 100 000 – за неоплату парковки. Если нарушители уклоняются от оплаты штрафа, его сумма может быть вычтена из возврата налогов. Кроме того, налоговая может напрямую связаться с работодателем нарушителя и изъять деньги за счет зарплаты работника.
В 2015 году мэр движения и охраны окружающей среды Копенгагена прогнозировал, что заторы в столице удвоятся к 2025 году, если власть не будет инвестировать в достойные альтернативы автомобилю.
Развитие платных парковок в Копенгагене улучшило транспортную ситуацию в городе. Так, сейчас больше половины поездок осуществляется на велосипедах, пешком или общественным транспортом. Впрочем, это заслуга не только платных парковок, но и результат планомерной работы над комфортом и удобством пешеходов и велосипедистов. Это соответствует главному направлению «Приоритетного плана для велосипедистов на 2017–2025», принятого муниципалитетом Копенгагена – улучшению качества воздуха и снижению загруженности дорог.