5 августа 2020

Московский автобус — начало движения

Такие разные, но такие целеустремленные художник Герман, директор Лихачев и архитектор Мельников — эти люди сыграли ключевую роль в становлении московского автобуса.

Привет всем! С вами вновь «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы (mtmuseum.com) Оксана Бондаренко. На календаре август — самый «автобусный» месяц в году. Так совпало, что именно в августе происходило большинство событий, которые привели к появлению автобуса в семье московского транспорта.

Например, в августе 1908 года первый рейсовый автобус — «самодвижущийся омнибус» — начал курсировать между Театральной и Болотной площадями. Но диковинное транспортное средство не справилось с булыжными московскими дорогами, и за три недели пришло в негодность. Это была эпоха расцвета трамваев, и об автобусах на несколько лет забыли.

В августе 1916 года открылся завод «Автомобильного московского общества» (АМО), которому суждено было стать первым производителем наших, отечественных автобусов. Именно там, под руководством талантливого художника и инженера Ивана Германа в 1922 году впервые начали собирать автобусные кузова и устанавливать их на шасси американских грузовиков White.

Спустя еще несколько лет Иван Лихачев, знаменитый «красный директор», превратил маленький сборочный завод АМО в автогигант ЗИС (Завод им. Сталина, позднее — ЗИЛ), на котором в 1934 году был запущен первый советский серийный автобус ЗИС-8. Именно ЗИС-8 и есть тот самый «Фердинанд», который снимался в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя». Колеса нашего ЗИСа проложили мощную колею на той самой дороге жизни, которая разрывала блокаду Ленинграда, вывозила людей и доставляла продовольствие. Это самый старый автобус из коллекции нашего Музея, очень любим его.

8 августа 1924 года открылся первый регулярный автобусный маршрут от Каланчевской площади до площади Белорусского вокзала. На этом направлении, правда, работали праворульные английские автобусы Leyland. Время в пути от конечной до конечной составляло 25-27 минут, а стоимость проезда — 10 копеек. Именно день начала работы первого регулярного маршрута и стал Днем московского автобуса.

В те годы строителям была плохо знакома специфика автобусов и гаражи для них строились неудобные. На помощь транспортникам пришли архитекторы. Знаменитый конструктивист Константин Мельников, которому 3 августа исполнилось 130 лет со дня рождения, предложил Моссовету проект, в котором для заезда и выезда не нужен был задний ход. Чтобы спроектировать гараж с максимально удобной схемой движения, Мельников рассчитал идеальный угол размещения автобусов — 127 градусов.

Любопытно, что этой системой размещения транспорта в гараже, который называется Бахметьевским, успешно пользовались до 1999 года, хотя габариты автобусов значительно изменились. Сегодня здесь находится Еврейский музей и Центр толерантности. А другой гараж Мельникова, построенный им вместе с инженером Владимиром Шуховым для машин коммунального хозяйства, передан Музею Транспорта Москвы. Здесь в 2023 году разместится наша постоянная экспозиция. О нашем «Мельникове» читайте в следующую среду.

Конечно, есть еще множество людей, без которых столичная транспортная инфраструктура не стала бы на сегодня одной из лучших в мире. Ведь в Москве есть еще метро, трамваи, электробусы, такси. И у каждого вида транспорта своя история. Но автобусы — это самый массовый наземный перевозчик пассажиров. Они заслужили свою минуту славы, свой День московского автобуса. Поздравляем! Нам по пути! ❤️

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе