Привет! Снова на канале «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы (mtmuseum.com) Оксана Бондаренко.
Каждый житель нашей столицы хотя бы раз в жизни обращал внимание на удивительные, ни на что не похожие здания человека, которого называют «советским Гауди» и главным отечественным архитектором ХХ века. На днях этому гению исполнилось 130 лет. Своими новаторскими идеями он подарил потомкам яркую, удивительную авангардную архитектуру в конструктивистском стиле. Однажды посетитель выставки его проектов написал в книге отзывов: «Ясно одно — К. С. Мельников — архитектор, создающий принципы, архитектор-философ... Глядя на его объекты, слышишь стихи Маяковского, музыку С. Прокофьева».
Константин Степанович Мельников был упрям, редко соглашался с коллегами и писал слово «Архитектура» с большой буквы. Был убежден, что советская архитектура в первое 10-летие после революции 1917 года была самой своеобразной и оригинальной в мире. Он и сам стоял у истоков этой новой волны: «Первое и самое лучшее мое творение — павильон „Махорка“. Он явился первым вестником пробуждения архитектуры на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года в Москве. Меня, как в лодке, вынесло течением в неведомое царство еще неизведанных красот». После этого он уже не мог остановиться и радовался, когда его «несло по волнам» таланта: «Мои победы на конкурсе обязаны именно этому моему беспутству. Я никогда не думал об этом и не хотел чем-либо теснить себя, мозгом и анализом заменять могучую стихию художника — в безбрежном море кликать золотую рыбку».
Талант к архитектуре у Мельникова открылся еще в раннем детстве. Он вспоминал, что каждый год родители покупали детям (в семье Мельниковых их было 5) деревянные санки. И маленький Костя каждый раз строил из снега горку, чтобы скатываться с нее, а к ней высокую лестницу. «Всю из снега, лепил ее как архитектурное сооружение, как скульптуру со строго отвесными стенами, тщательно выхаживал прямые углы, а скат сложной вогнутой кривой»...
Жили Мельниковы не богато, в дачном (!) районе Петровского-Разумовского, рядом с речкой Лихоборкой и трамвайной остановкой «Соломенная сторожка». Позже Мельников не раз внесет свой вклад в развитие московского транспорта. Будучи студентом, он участвовал в проектировании первого московского автомобильного завода АМО, который затем станет одним из главных автозаводов страны «ЗИЛ». А спустя 10 лет уже взрослый Константин станет основным архитектором промышленных гаражей в Москве.
Его первый международный проект — советский павильон на Всемирной выставке 1925 года в Париже — стал настоящим триумфом. Корифей мировой архитектуры Ле Корбюзье тогда сказал журналистам, что этот павильон — единственное творение на всей выставке, которое заслуживает внимание. Сам о себе Мельников говорил: «Я никогда не мог проектировать такое, что наводило бы скуку. А неинтересным и скучным мне казалось все то, что напоминало виденное».
Ему были интересны самые разные проекты. Он проектировал поселок для психиатрической больницы, жилые дома-коммуны, рынки, парки и другие общественные пространства, гаражи, дома культуры и клубы, «Зеленый город», где люди должны были лечиться сном, памятник Христофору Колумбу (интересно, если бы Мельникову удалось реализовать этот проект, пережил бы 300-метровый гигант протесты Black Lives Matter).
Участвуя в конкурсе по развитию территорий юго-запада столицы 1935 года, Мельников уделил особое внимание проектам спиралевидных мостов, чтобы они подчеркивали перепады высот между Лужниками и Ленинскими горами. Он считал этот район одним из самых выразительных московских ландшафтов и стремился сохранить его. «Автор архитектуры — сама Природа — осторожно, легко испортить», — говорил Мельников.
Для мира все наследие великого Константина Мельникова бесценно. Но один из его проектов особенно дорог мне и всей команде Музея Транспорта Москвы. Это гараж для грузовых машин, построенный архитектором на Новорязанской улице в 1926-1929 годах по заказу Московского коммунального хозяйства. До сих пор он не был доступен широкой аудитории. Сначала здесь парковались автомобили коммунальных служб, а после Великой Отечественной войны был автобусный парк. Теперь это новый дом нашего Музея. Зимой у публики впервые была возможность познакомиться с его вдохновляющим пространством на «предоткрытии» Музея Транспорта Москвы. Композитор, лауреат премии «Золотая Маска» Алексей Сысоев посвятил гаражу Мельникова целое произведение, которое позволяет «услышать» здание. Композитор признался, что построенный в виде полуподковы гараж наполнен внутренней динамикой поворота. Каждый шаг по этому пространству открывает новую перспективу, новый временной отрезок, который и стал основной для большого музыкального полотна, расположенного в пространстве, Послушать его можно здесь.
На «предоткрытии» зданию был посвящен грандиозный перфоманс «Назад в будущее. Начало движения», режиссером которого стал еще один лауреат «Золотой Маски» Филипп Григорьян. Его главным героем стал сам шедевр архитектора Мельникова, прошедший сквозь времена и открывающий новую страницу своей жизни. Это — дань потомков наследию великого Мастера.
Гараж для грузовых машин на Новорязанской улице ждет бережная реставрация. После этого он откроет свои двери как Музей Транспорта Москвы для всех, кому небезразличны красота и искусство, в каких бы произведениях человеческой мысли и таланта они не заключались. С вами нам по пути! ❤️