10 сентября 2020

Московскому каршерингу 5 лет!

Привет, это Алексей Митяев!

Мы никогда не стеснялись говорить о том, что в своей работе всегда опираемся на лучший международный опыт — смотрим на самые современные зарубежные транспортные новшества и решения и анализируем, как их можно доработать и применить с учётом специфики Москвы.

В мае 2014 года Мэр столицы Сергей Собянин посетил Италию в рамках Дней Москвы в Милане, где итальянская сторона презентовала проект «каршеринг» — услуги краткосрочной аренды автомобиля. После возвращения он предложил организовать каршеринг и у нас, но поставил нам важные условия: Московский вариант должен быть удобнее и доступнее. Также этот сервис должен стать самым современным, технологичным и безопасным.

В сентябре 2015 года мы запустили этот проект в Москве. Работать начала одна компания. Парк — всего 100 автомобилей. Это был пилот, и лично у меня 100% уверенности в успешности московского каршеринга не было. Однако людям понравилось. И каждый год количество машин и пользователей увеличивается. Каршерингом в Москве уже воспользовались более 110 миллионов раз! Число автомобилей в парке операторов выросло до 26 тысяч в сентябре 2020 года. В 2019-м Москва обогнала все мировые города по числу машин. За такой короткий период — 4 года — мы совершили огромный скачок и смогли стать номером 1 в мире. В том числе по количеству активных пользователей и поездок на одну машину.

«Московский каршеринг» — это проект частных компаний. Но без прямой и системной поддержки со стороны Правительства Москвы, он бы так не «выстрелил». Без льгот на пользование платными парковками тарифы были бы гораздо выше нынешних. А без субсидии на покупку автомобилей российской сборки и стоимостью до 1,5 млн рублей количество машин в парках операторов — заметно ниже.

Каршеринг изменил жизнь многих москвичей. Кто-то использует его в дополнение к городскому транспорту, кто-то — вместо личного авто, а кто-то посчитал расходы на обслуживание и вообще передумал покупать свою машину. Сегодня каждый автомобиль каршеринга в среднем совершает 6,5 поездок в сутки, благодаря чему в город не выезжают около 100 тыс. личных авто, что положительно сказывается на загруженности улиц.

Впереди перед нами новые вызовы. 90% выбросов в Москве приходятся на автомобили, и теперь, когда всё больше внимания уделяется экологии и здоровью, мы думаем над полноценным развитием электрокаршеринга. В прошлом году в Москве уже появились несколько десятков электромобилей краткосрочной аренды. Конечно, это ещё далеко не массовый сервис, но начало положено. Уверены, с его развитием каршеринг будет вносить свой вклад в улучшение экологии Москвы. Тем более, что у нас большие планы на развитие мощной инфраструктуры. В этом году мы планируем начать установку 200 зарядных станций по всему городу для электромобилей. Появятся новые виды зарядок, чтобы жители могли быстро подзарядить электромобиль. Кстати, подробнее о проекте «Энергия Москвы» можно прочитать здесь.

Как всё новое и непривычное, каршеринг вызывает много споров и, разумеется, требует пристального контроля и доработок с нашей стороны.

Сегодня перед нами три основных вопроса: первый — жители жалуются на то, что каршеринг занимает места на парковках у их домов, и им негде оставлять свои машины, хотя резиденты и сами активно пользуются этими автомобилями. Второй — высокая аварийность с участием автомобилей сервиса. Третий вызов — рынок аккаунтов, когда люди передают другим пользователям свои логины и пароли.

Как будем решать вопрос с парковочными местами? Вместе с жителями и операторами с помощью ЦОДД определим самые проблемные зоны и будем принимать меры по их разгрузке. Чтобы ДТП с участием каршеринга было меньше, планируем создать цифровой профиль пользователей, где будет собрана информация о стаже и истории аварий водителя. Так можно будет эффективнее контролировать допуск за руль.

Фейковые аккаунты — блокируем сайты и группы в телеграм, где подобные аккаунты продаются, операторы вводят требования по селфи-идентификации при смене устройства, либо при подозрениях. Часть методов и способов разгласить не можем.

Что ещё мы хотелось бы рассказать? За 5 лет мы сформировали стандарт «Московского каршеринга». Это высокие требования к операторам: специальная оклейка, возраст автомобиля не больше года на момент получения льготного парковочного разрешения, обязательная передача данных в ЕРНИС, экологический класс не ниже 4-го, страховка ОСАГО, ограничения по габаритам и так далее.

Несмотря на все вызовы, которые сейчас есть, в развитии качественной, комфортной и безопасной услуги каршеринга заинтересованы все — и москвичи, и операторы, и ГИБДД, и город. Мы это понимаем, поэтому вместе будем делать всё, чтобы со временем противников у сервиса становилось меньше, а новых пользователей — больше.

Мы планируем и дальше поддерживать субсидиями и льготами тех, кто покупает и использует новые автомобили российской сборки, еще большую поддержку получат те, кто приобретает электромобили.

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе