Привет, друзья! Традиционно с вами Музей Транспорта Москвы и я, Оксана Бондаренко.
За то время, пока выходит наша «Музейная среда», мы открыли свое музейное поп-ап-пространство на Северном речном вокзале, запустили «музейный маршрут» троллейбуса и продолжаем готовиться к другим активностям, которые представим вам в ближайшее время.
Сегодня хочется вспомнить о том, с чего начиналась наша колонка — с уникальных музейных экспонатов.
Итак, на очереди потрясающий воображение венгерский автобус Ikarus 55, который заслужил в свое время от жителей города, пожалуй, самые неожиданные сравнения. Его называли и «сигара», и «ракета», и «комод», даже «пылесос». А все потому, что его округлые формы кузова у многих людей действительно ассоциировались с сигарой, а также с распространенной в те годы моделью пылесоса «Ракета». Благодаря выступающему сзади капоту, состоящему из двух объемных створок и крупной облицовки радиатора для вентиляции моторного отсека, машина получила футуристический облик и прозвище «комод».
Неповторимый дизайн этого автобуса разработал художник-конструктор завода Ikarus Георгий Хорвач. И именно с этой модели в 1956 году началось триумфальное путешествие автобусов Ikarus в Советский Союз.
А знаете ли вы, что автозавод, получивший имя Ikarus после Второй мировой войны, ведет происхождение от каретной мастерской, открытой венгром Имре Ури в 1895 году. С наступлением ХХ века, мастерская переквалифицировалась на автомобильные кузова (в том числе автобусные) и кабины грузовиков. С 1933 года заводом владели сыновья г-на Ури, Жигмонд и Имре. В 1948 году завод национализировало правительство социалистической Венгрии, но Жигмонд и Имре успели получить крупный заказ на автобусы, которые были необходимы для возрождения общественного транспорта в стране.
Технологию производства цельнометаллических автобусных кузовов без деревянного каркаса на заводе братьев Ури освоили ещё в 30-е годы ХХ века. Автобусы первых послевоенных серий выполнялись на шасси грузовиков с классической компоновкой. Новинкой 1952 года стало специальное автобусное шасси с задним расположением двигателя. Оно и легло в основу Ikarus 55. Этот автобус получил несущий цельнометаллический кузов, в основе которого – сварной пространственный каркас.
Ikarus 55 вмещал почти столько же пассажиров, что и отечественный автобус ЛАЗ-697, однако был комфортабельнее и обладал более экономичным дизельным двигателем. К тому же, считалось что венгерские машины могут проходить без капитального ремонта более 1 млн. километров. Действительно, эти автобусы встречались в некоторых городах СССР даже в середине 80-х годов ХХ века.
В те годы на советских улицах уже во всю разъезжали квадратные «чемоданоподобные» Ikarus’ы 200-й серии. Помните, как в советско-венгерском фильме «Отпуск за свой счет» с Игорем Костолевским, Александром Ширвиндтом, Людмилой Гурченко и симпатичным испытателем автобуса Ikarus 255 в исполнении Миклоша Калочаи. Я очень люблю цитату из этого фильма: «Каждый день миллионы людей отправляются в дорогу: 51 процент из них, по данным статистики, едет на поиски счастья. Покинув свои дома, они едут, плывут, летят к намеченной цели. Но достигнув ее, обнаруживают, что на пути к счастью лучшее, что было — это сам путь».
В нашем Музее есть еще 5 моделей автобусов Ikarus: 55,180, 260, 280 и 283. А еще уникальный троллейбус-«гармошка» Ikarus-СВАРЗ. Все они обязательно станут частью нашей коллекции после проведения необходимых реставрационных работ.
Главное, что нам с вами всегда по пути!