30 сентября 2020

Оригинальная профессия охотника на «зайцев»

Всем привет! На канале снова еженедельная рубрика «Музейная среда». Как и я, директор Музей Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Транспорт — это целый мир, экосистема, элементами которой являются не только машины, но и все, что связано с возможностью человека перемещаться в пространстве. А наше дело — музеефикация этих элементов. Музейными экспонатами могут стать не только автомобили или троллейбусы, но и аксессуары, и даже целые профессии. Например, профессия кондуктора.

Знаете ли вы, что первые кондукторы появились в Москве еще в середине XIX века? Они работали на «линейках» — первом городском транспорте, представлявшем из себя открытую карету со скамейками, где пассажиры сидели спиной друг к другу. Управляли «линейками» кучеры, но об их пьянстве ходили легенды, и собирать плату за проезд доверили отдельным людям — кондукторам. Уже тогда у них появился знаменитый аксессуар в виде специальной сумки. У нас в Музее хранится парочка таких.

В 1872 году в Москве появились «конки», потом трамваи, автобусы, троллейбусы, и везде кондуктор являлся важнейшим человеком. Он не только собирал деньги за проезд и выдавал билеты. Он объявлял остановки, давал водителю сигнал к отправлению и наказывал безбилетников, которых называли «зайцами». Знаменитый писатель Константин Паустовский, работавший в начале ХХ века кондуктором, вспоминал, что несколько лет подряд один с виду приличный пожилой господин бесплатно ездил на трамвае, поскольку каждый раз предлагал кондуктору для 5-копеечной оплаты проезда 100-рублевую купюру, сдачи с которой по утрам, конечно, не было. Все кондукторы на маршруте даже выучили номер этой купюры — 123715. Стремясь проучить вредного пассажира, Паустовский взял в трамвайном парке под расписку 95 рублей 95 копеек мелочью и дал наконец сдачу бессовестному гражданину. Возмущению «зайца» не было предела, и он сошел на следующей остановке. Больше на маршруте его никто не видел.

Однажды члены городской управы разрыдались, обсуждая судьбу кондуктора. В 1915 году появилась газетная статья о первой женщине-кондукторе на трамвайном маршруте Ольге Егоровой. Московские журналисты писали, что «женщина затмила своей скромной фигурой не только слона из зоологического сада, но и Игоря Северянина, выступающего в клубе художников на очередном «поэзовечере». Статья и факт такого возмутительного явления, как работающая женщина, заставил городскую управу проводить специальное собрание, во время которого кто-то из участников дискуссии даже расплакался от нервного напряжения. А всего лишь 5 лет спустя большую часть сотрудников трамвайного хозяйства Москвы уже составляли женщины.

Несмотря на то, что кондукторы всегда работали в паре с вагоновожатыми, положение их было совсем не равным. В 1930-х годах водителям на линиях зимой стали выдавать форменные шубы и валенки, а про кондукторов забыли. Получая достаточно небольшую зарплату, они мерзли «до костей», руки коченели, а обувь покрывалась льдом — вагоны тогда еще не отапливались.

До 1943 года тариф на проезд в московском транспорте зависел от расстояния. Одной из обязанностей кондуктора было отслеживать, чтобы граждане оплачивали ровно то количество остановок, которое проезжали.

В течение 1940-60 годов тариф на проезд стал повсеместно единым и необходимость в работе кондукторов отпала. Им на смену пришли контролеры. Но это не значит, что профессия исчезла навсегда.

Музей Транспорта Москвы бережно хранит память о столичных кондукторах. И у нас есть возможность знакомить с этой профессией жителей и гостей города. Мы планируем различные сюрпризы для пассажиров троллейбусного «Музейного маршрута «Т», и один из них — поездка с живым кондуктором, как это было 70 лет назад.

С такими профессиями нам всегда будет по пути! ❤️

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе