Привет всем! Я – Вадим Мельников, генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности». Как думаете: сколько метров проедет легковой автомобиль в сухую погоду на скорости 60 км/ч за 1 секунду? Этот вопрос мы часто задаем на наших тренингах и занятиях с взрослой аудиторией, когда обсуждаем тему отвлечения внимания. Опираясь на наш опыт, скажу, что не все водители могут на него ответить. К сожалению, немногие понимают, что быстрый взгляд на сообщение в мобильном телефоне при неудачном стечении обстоятельств может обернуться катастрофой.
Внимание – это особое психическое явление, сосредоточенность деятельности человека в данный момент на некоем реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и пр.) Также внимание напрямую связано с согласованностью различных действий, которые определяются успешностью выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Для вождения автомобиля внимание – один из ключевых параметров, определяющих его успех.
Почему отвлечение внимания за рулем опасно для жизни?
Отвлечение внимания – это процесс, когда водитель отвлекается от заданной зоны внимания, что приводит к блокированию или снижению восприятия необходимой информации, которая требуется для управления транспортным средством. Причиной отвлечения внимания может стать использование мобильного телефона и других устройств связи.
Независимо от источника отвлечения внимания основная проблема заключается в том, что водитель отводит взгляд от дороги.
Исследования свидетельствуют: если водитель отвлекается от управления транспортным средством в течение длительного периода, то это существенно повышает риск дорожно-транспортных происшествий.
Если водитель использует мобильный телефон или другое устройство связи или даже просто держит его в руке, то это может помешать ему правильно и безопасно выполнять действия по управлению автомобилем. По этой причине законодательство во многих странах, в том числе и России, запрещает использование телефона или иных устройств связи за рулем. За нарушение этих правил предусматриваются административные санкции. При этом можно использовать громкую связь. Однако в некоторых странах в случае аварии водитель, который разговаривал по громкой связи, может быть привлечен к ответственности. Фактически риск дорожно-транспортного происшествия возрастает/присутствует даже при использовании бесконтактного телефона или иного устройства связи, поскольку внимание водителя преимущественно сосредоточено на телефонном разговоре. Например, водитель реже смотрит в зеркало заднего вида и по сторонам и обращает меньшее внимание на различные дорожные знаки и на пешеходов.
Любое занятие, отвлекающее внимание от вождения (разговор, отправка текстовых сообщений на телефоне, прием пищи и питья, общение с людьми в автомобиле, использование стереосистемы, навигационной системы) несет в себе риск. Однако самым опасным отвлечением внимания за рулем считается написание текстовых сообщений. Казалось бы, чтобы набрать текст, требуется менее 5 секунд, однако за это время на скорости около 90 км/ч автомобиль проезжает расстояние, равное одному футбольному полю. За эти секунды может случиться непоправимое... К тому же при отвлечении внимания реакция водителя замедляется, снижаются когнитивные способности, сужается поле зрения.
Для эффективного управления транспортным средством необходимо отслеживать обстановку на дороге, дорожные знаки, показатели приборов, звуковые сигналы.
Вред от использования гаджетов «за рулем»
Поднося к уху устройство, водитель ограничивает свое поле внимания и перекрывает аудиальный канал информации. Сосредотачиваясь на теме разговора, он полностью теряет бдительность. Его система оценки рисков перестает существовать. Невозможность полноценного осмотра приводит к предаварийной ситуации. Как показала практика, возникает большая вероятность столкновения по правому борту автомобиля. Увеличение времени реагирования на опасность происходит из-за того, что водитель вынужден переключать внимание между разговором и дорогой. Управление автомобилем происходит одной рукой, что не оставляет возможности водителю выполнять точные регулируемые действия. И наконец, в момент поиска или набора номера водитель сосредотачивает внимание на устройстве, полностью теряя контроль над управлением.
Исследование «Движения без опасности» и НАФИ: 3% респондентов попадали в ДТП, когда отвлекались «за рулем»
В 2020 году мы совместно с аналитическим центром НАФИ провели исследование, чтобы проверить наши гипотезы и разработать инструменты для социальной кампании «Внимание – на дорогу!».
Наш эксперимент состоял в репрезентативном опросе 2 305 человек. Результаты говорят сами за себя. В ходе опроса 3% респондентов признались, что попадали в ДТП из-за отвлечения внимания. 49% опрошенных водителей в России отвлекаются от дороги при управлении автомобилем, при этом 5% отвлекаются часто (мужчины чаще, чем женщины). Около четверти жителей России считают, что отвлечение от управления автомобилем на 1-2 секунды будет безопасным (это также больше касается мужчин), с возрастом, опрошенные чаще начинают думать, что безопасно отвлечься от управления автомобилем невозможно даже на несколько секунд. Примерно каждый четвёртый россиянин то и дело смотрит в смартфон, находясь в пробке, каждый пятый – часто разговаривает при управлении автомобилем по телефону без использования hands free, 19% – смотрят в смартфон при медленном движении.
Уверенность водителей в собственных умениях поражает: большинство из них убеждены, что хорошо контролируют свой автомобиль, даже если отвлекаются на внешние факторы (70% респондентов). Около трети опрошенных водителей считают, что hands free решает проблему отвлечения внимания на смартфон (36%), а разговоры по смартфону и написание сообщений «за рулём» – это не опасно (29%). Около половины опрошенных водителей полностью или частично согласны с утверждением, что не замечают разницы в том, как управляют автомобилем, когда используют смартфон «за рулём» и когда не используют (55%). При этом респонденты противоречат сами себе, так как отвлекаясь от управления автомобилем, водители замечают за собой замедление хода (41%) и увеличение дистанции (26%). Также опрошенные рассказывают о замедленной реакции и опасном поведении на дороге других водителей. Например, замедление движения за другими замечают 50% водителей-россиян.
Треть опрошенных жителей России полагает, что при отвлечении внимания мыслительные процессы ускоряются и что человеческий мозг может спокойно справляться с тремя задачами одновременно. Это заблуждение. Основной причиной отвлечения внимания водителей является необходимость сообщить/получить срочную новость (47%), именно поэтому мы так часто видим людей, листающих за рулём ленту Инстаграма или ВКонтакте.
Тема отвлечения внимания касается не только водителей, но и пешеходов как самой многочисленной аудитории участников дорожного движения. Например, в штате Айдахо (США) закон запрещает пешеходам отвлекаться на мобильный телефон. Исследования показали, что наш мозг получает вознаграждение, когда мы считываем информацию из смартфона. Он требует больше информации – это его пища. Поэтому так сложно отложить телефон. Фактически на дороге мы имеем два вида участников дорожного движения, подверженных отвлечению внимания, – водитель и пешеход. Поэтому необходимо воздействовать на обе эти группы.
Очень важно говорить на эту тему и говорить о возможных последствиях, в образовательных программах данный пункт также должен присутствовать. Кроме того, я считаю. Что давно назрел актуальность вводить камеры, распознающие использование мобильного телефона. Мы живем в век технологий и мне кажется, что мы должны использовать их возможности. Есть же в смартфонах функция «авиарежим», давайте введем режим «в автомобиле».
А еще мне захочется обратиться к лидерам мнений: блогерам, артистам, бизнесменам, политикам. Публичные люди должны показывать пример, а не вести прямые трансляции, находясь за рулём автомобиля. Совсем недавно в ДТП погиб румынский певец. Он вёл трансляцию, а его жена вела автомобиль и не заметила приближающийся поезд.
Ответ на мой вопрос, с которым я к вам обратился в самом начале, – 16 метров.
Берегите себя!