7 октября 2020

Man in black советского автопрома, или «представительский» класс для лучших людей страны!

Привет, друзья! На канале «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы, Оксана Бондаренко.

В преддверии рассказа об очередном персонаже нашего Музея... мужчине «в черном», с огромным количеством новинок в двигателе и в дизайне, почему-то подумалось о подиуме и красивом дефиле какой-либо крутейшей винтажной коллекции одежды послевоенных лет. Тогда дамы уже носившие твидовые брючные костюмы с высокой талией и блузы, полные женственности, уже крепко держались за руль авто. По-моему, родился кадр из фильма: Любовь Орлова и ЗИМ с характером Ральфа Лорена.

Итак, в эти самые дни ровно 70 лет назад с конвейера Завода имени Молотова сошла первая промышленная партия отечественного автомобиля ЗИМ (ГАЗ-12), предшественника знаменитой «Чайки» (ГАЗ-13). Он стал первым в мире седаном с длинной базой и тремя рядами сидений в несущем кузове. Огонь, а не тачка!

История ЗИМа началась, когда в апреле 1948 года министр автомобильной промышленности СССР Степан Акопов вызвал в Москву директора завода Ивана Лоскутова и главного конструктора Андрея Липгарта. Приказ министра звучал четко: осваивать автомобиль более высокого класса, чем выпускавшаяся на том же заводе «Победа». То есть нужен был автомобиль для председателя горкома, обкома или для лучших людей страны. Так мог бы звучать пресс-релиз эпохи.

Большая проблема состояла в том, что тогда все похожие машины с тремя рядами сидений строились на раме и весили около 3 тонн. Конструкторы решили ограничить массу ЗИМа до 1800 кг. По существующей легенде, проведя неделю один на один с прототипом машины, дизайнер Лев Еремеев нашел способ, как сделать салон легкового автомобиля комфортным для 6 человек, не увеличивая кузов и массу. Он расширил лишь задние крылья, прикрыв ими колеса.

Результат превзошел ожидания. Машина получилась не менее вместительной, чем самый большой в стране лимузин ЗИС-110, но оказалась намного компактнее, легче, экономичнее. В общем не машина, а прямо ключевой look сезона на показе модного дома!

Извините, я по-девичьи внимательно смотрю на все эти прекрасные технологические новшества коллекционного автомобиля, практически, как на оригинальную выточку или хорошо забытую форму винтажного YSL!

Неудивительно, что обладать таким автомобилем хотел каждый. Окрашенный, как правило, в черный цвет, он увеличивал статус пассажира до «очень крупного руководителя». Поэтому и руководители среднего уровня, и директора колхозов, и бюрократы из горкомов и обкомов охотились за ЗИМом всеми правдами и неправдами. А еще он продавался частным владельцам. Дошло до того, что главные газеты государства писали: «на персональный ЗИМ имеют право только лучшие люди страны». Хотя цена машины — 40 тысяч рублей — большинству населения в 50-х годах ХХ века и так казалась «космической». Новый «Москвич» стоил тогда 9 тысяч рублей.

Понравились ЗИМы и за рубежом. Их успешно экспортировали в Швецию, Финляндию и другие страны. К концу 1950-х годов Горьковский автозавод начал выпускать вместо ЗИМ новую модель ГАЗ-13 «Чайка», которая по параметрам была ближе к автомобилю более высокого класса ЗИС-110 и даже в чем-то превосходила его.

Самый настоящий, аутентичный ЗИМ есть в коллекции Музея Транспорта Москвы. Его, а также других «звезд подиума» из числа наших экспонатов, можно изучить на сайте Музея. Коллекция постоянно дополняется.

А значит это ровно то, что нам надолго по пути! ❤️

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе