Привет! Музей Транспорта Москвы и я, его директор Оксана Бондаренко, снова рады приветствовать всех вместе с «Музейной средой». Сегодня она особенная, потому что посвящена профессиональному празднику — Дню автомобилиста, который в этом году отмечается 25 октября.
Идея такого праздника вряд ли вообще когда-нибудь возникла, если бы не люди, создавшие в первые же годы после Великой Отечественной войны производство легковых автомобилей, рассчитанных на массового потребителя и поднявшие советский автопром на мировые пьедесталы.
В конце 1946 года на заводе МЗМА, который позже переименуют в АЗЛК, началось производство первого советского малолитражного автомобиля для продажи частным владельцам. Автомобиль назвали «Москвич», а к его созданию был причастен будущий главный конструктор завода Александр Андронов.
Он был влюблен в автомобили. Однажды, еще в 1930-х годах, участвуя в испытательном автопробеге, молодой инженер Андронов познакомился с коллегами-иностранцами. Они следили за собой даже на испытаниях, были аккуратно одеты и элегантны, несмотря на пыль и грязь бездорожья. С тех пор Андронов был внимателен не только к своему внешнему виду, но и к условиям, в которых работают его коллеги.
Он одевался «с иголочки», был настоящим интеллигентом, дружил со знаменитой балериной Ольгой Лепешинской и поэтом Арсением Тарковским, отцом великого кинорежиссера Андрея Тарковского. И старался делать «интеллигентный» автомобиль. Он такой и получился — скромный, надежный и родной. Без пафоса.
Иерархию автомобилей в 50-х годах ХХ века метко иронично описал писатель Самуил Маршак:
Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на ЗИМе длинном,
Просто талант — на «Победе»,
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов.
В октябре 1952 года с конвейера сошел 100-тысячный «Москвич 400-420» — первая модель автомобильной марки. За несколько лет она стала рентабельной, вышла на самоокупаемость и стала для отечественного автомобилиста одновременно и роскошью, и средством передвижения.
Александр Андронов создал на АЗЛК целую империю, со своей идеологией, победами и достижениями, которая позволила «Москвичу» на протяжении более 30 лет успешно конкурировать с иностранными машинами аналогичного класса. Были годы, когда 60% изготовленных «Москвичей» уходили на экспорт. Причем не только в страны, дружественные СССР, но и в развитые «автомобильные» Швецию и Великобританию.
При Андронове на АЗЛК была одна из лучших команд по автоспорту на всей территории Советского Союза. Ее спортсмены неоднократно участвовали в международных ралли и достигали там отличных результатов, рекламируя «Москвич» от Латинской Америки до Австралии.
Александр Андронов любил повторять, что надо двигаться «от людей к автомобилю», а не «от автомобиля к людям». Поэтому «Москвич» любили и готовы были ждать годами очереди на покупку. В тяжелые послевоенные годы он подарил людям мечту и свободу передвижения. И почти до конца 1980-х годов продолжал радовать жителей страны своей простой и удачной конструкцией.
Созданная при Андронове конструкторская школа АЗЛК оставила наследие, на которое до сих пор ориентируются кафедры автомобильного дизайна и инженеров-конструкторов крупнейших российских ВУЗов.
И раз в окно стучится День автомобилиста, давайте будем помнить, кто создавал это чудо техники «для людей», то есть, для нас с вами. И верил в то, что делает. Нам по пути!