28 октября 2020

Олимпийский мишка, отец электрокаров

Привет! С вами снова «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Совсем недавно был день одной негромкой, но очень важной профессии — работника дорожного хозяйства. Сейчас они лихо передвигаются на бобкэтах, катках и ультрасовременных манипуляторах, но 70 лет назад их служебный транспорт выглядел совсем иначе.

В коллекции Музея есть легендарный персонаж — грузовик ЗиС-150. Именно этот небольшой, но выносливый автомобиль был главным трудягой во время восстановления Москвы после ВОВ. Внешне он очень похож на американскую модель International К-7, но внутри, несомненно, был патриотом: вся его «начинка» — полностью советская разработка.

Эта машина была звездой не только московских улиц, но и кино. ЗиС-150 досталась роль – второго плана, но важная – в одном из главных фильмов «оттепели», «Весна на Заречной улице» (1956) Марлена Хуциева и Феликса Миронера. Кстати, с этой картины началась серьезная кинокарьера не только нашего грузовика, но и режиссера Петра Тодоровского – тогда он был молодым оператором.

На базе ЗиС-150 делали множество машин, необходимых для веселой послевоенной жизни города: автоцистерны, пожарные и поливальные машины, тягачи, самосвалы и прочий специальный транспорт. Один из таких автомобилей, АЦ-4-150, есть среди наших музейных экспонатов.

В 1980 году Москву потрясла глобальная стройка — столица готовилась к Олимпиаде. Именно тогда для нужд дорожного хозяйства был приобретен еще один экземпляр из нашей коллекции — польский симпатяга Star-28. Между прочим, редкий персонаж: такие машины массово в СССР не поставлялись, а покупались поштучно. Нашему автомобилю с подъёмником-люлькой Bumar-Famaba P 183 досталась роль хозяйки-перфекционистки перед приходом гостей: он участвовал в мойке фасадов зданий, замене фонарей и развешивании наружной рекламы.

Олимпиада-80 породила еще несколько чудес автопрома, о которых я не могу не рассказать. Первое — РАФ-2907, изготовленный специально для сопровождения олимпийского огня. В нем были системы принудительной вентиляции и пожаротушения, а в багажный отсек вмонтировали вечно горящие газовые горелки на случай, если факел потухнет. Там нашлось местечко и для хранения дополнительных факелов и газовых баллонов для их заправки – незаменимых тогда действительно не было. Еще в салоне находился диван, письменный стол, стул, гардероб, холодильник и совсем диковинный для тех времен в советском транспорте кондиционер.

Другое чудо —РАФ-2910, самый настоящий электромобиль. Его спроектировали специально для сопровождения марафонов по легкой атлетике – спортсменов берегли от выхлопных газов. В салоне был оборудован полноценный судейский штаб с двумя столами и поворотными креслами. Никель-цинковые аккумуляторы позволяли всему этому великолепию преодолевать расстояния до 100 км при скорости 30 км/час. Напоминаю, что до наступления эпохи электробусов оставалось каких-то 40 лет.

В следующий раз, садясь в новенький электробус, помяните добрым словом олимпийского мишку и работников дорожного хозяйства.

Нам всем по пути! 

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе