Привет всем! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Публичная история Москвича началась в 1946 году с 400-й модели. В послевоенное время шансов заполучить по-настоящему личный, а не служебный автомобиль у простых жителей Страны Советов стало чуть больше (нуля). Первая потребительская реклама не заставила себя ждать. Вид она имела самый простой, характер носила сугубо информативный и размещалась обычно на задней обложке журнала, чтобы не дразнить народ во времена дефицита. В качестве исключения на выставке достижений советской науки и техники вам могли ненавязчиво предложить скромную листовку с портретом «Москвича».
С экспортом дела обстояли иначе. Выход на международный рынок был важнейшим условием для поддержания валютного обмена, поэтому роптать по поводу рекламной индустрии на Западе не приходилось. Много позже сериал Mad Men все объяснил, как обстоятельно велись дела в рекламной индустрии на Западе. «Москвич» за пределами СССР – герой ярких съемок, серьезных каталогов и всевозможных брошюр. Печатали такие кампейны, как правило, в дружественной Финляндии или в Швейцарии.
Экспортный бум в истории автомобиля связан с появлением новой модели — "Москвич-402" в 1956 году. По сравнению с предшественником ее мощность увеличилась на 10 лошадиных сил – теперь их было все 35.
Американизированный дизайн, передовая конструкция и множественные модификации привлекли внимание иностранных покупателей. Поэт Борис Куняев во время командировки в Амстердам даже посвятил ему несколько душещипательных строк:
Снова сердце затосковало,
Снова родины слышится клич…
Отражённый в трюмо канала,
В стаде фордов мелькнул «Москвич».
Спрос порождал модернизации. Спустя два года появилась модель 407, и несколько лет подряд более 50% всего выпуска уходило на экспорт. Среди импортеров были и страны не до конца победившего социализма: Франция, Бельгия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция. Для поставок в Англию и другие страны с левосторонним движением специально выпускались праворульные «Москвичи».
В 1964 году с конвейера сошел новый «Москвич-408», мощностью уже 50 л.с. Одновременно с ним начался и очередной этап в развитии отечественной рекламы: он совпал с открытием чеково-валютных «Березок» (в Украине их, кстати, называли «Каштанами», а в Латвии «Янтарем»). Иностранный потребитель хотел видеть красивую машину, понимать, почему она модная и почему ее нужно немедленно приобрести. В специализированных каталогах реклама «Москвича» стала выглядеть именно так.
А международный дебют новинки состоялся на Лондонском автосалоне 1964 года, и уже на следующий год серийные автомобили разошлись по миру. Во Франции и ряде других стран «Москвич-408» продавали под названием Moskvitch Elite или Elita, а в Скандинавии под брендом Moskvitch Carat. Вскоре появилась и улучшенная модель, МЗМА-412 с 75-сильным мотором – она пользовалась большим успехом. Начинались «золотые годы» в истории и экспорта «Москвича».
О стремительном взлете и болезненном падении культового автомобиля я расскажу на следующей неделе, а пока оставлю вас в предвкушении новой партии отборных рекламных съемок «Москвича».
Не расстаемся!
Нам по пути <3