Привет всем! С вами снова «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
На прошлой неделе я начала рассказ о невероятных приключениях «Москвича» на чужбине, где легендарная машина завоевывает сердца европейцев и выходит на главный поворот в своей судьбе.
Итак, по европейским меркам «Москвич» был довольно неплохим «семейным автомобилем»: сравнительно невысокая цена, стильный дизайн, хорошая комплектация, крепкая конструкция. В датской брошюре 1967 года слоганом «Москвича» была фраза «Mære verd, end den koster» — «Лучше своей цены». То есть дешево и сердито.
Периодом самого пышного расцвета в экспортной истории «Москвичей» стал 1974 год. Ммм... хороший год, урожайный! Тогда автозавод отправил за границу почти 90 000 своих автомобилей.
Норвежский журнал Teknikens Värld («Мир техники») в 1968 году испытал «Москвича-408» на выносливость, отправив его в 1240-километровый пробег по худшим дорогам страны. Автомобиль справился с заданием. «Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!» — писали норвежцы. Их слова подтверждались успехом «Москвичей» на ралли Лондон — Сидней, Лондон — Мехико и Западные Сафари—Аргунгу.
К сожалению, торжество «Москвича» продлилось недолго. В то время как ВАЗ стал активнее выпускать новые модели, АЗЛК занялся бесконечной модернизацией модели 412. Так в 1976 году появилась одиозная АЗЛК-2140. Тогда же за аббревиатурой завода закрепилась иная, народная расшифровка — «Автомобиль, Заранее Лишенный Качества». Хотя на экспорт старались отправлять те, что держались получше.
Но и западного покупателя устаревшая конструкция и посредственные ходовые качества больше не устраивали. Советским рекламщикам в те времена пришлось особенно нелегко. В проспекте АЗЛК-2140 появилась замечательная надпись, сходу признававшая, что «Москвич» тяжелее своих аналогов на 100 кг. «Но зато утолщенная сталь кузова дает Вам дополнительный шанс в трудной ситуации «выбраться сухим из воды». За повышенную прочность, против роскошных радиаторов, изысканной отделки и хромированных деталей — примерно такую формулировку предлагал советский «Автоэкспорт». А что, по-моему, очень в скандинавском стиле...
В 1980-е от сурового дизайн-кода все же решили отказаться: основной экспортной продукцией АЗЛК стал «Москвич»-2140SL (SL — это «Супер Люкс»).
Но особого распространения за пределами рынков СЭВ тот так и не получил. В 90-е АЗЛК решился на сотрудничество с немецкой компанией Deutsche Lada Automobil GmbH, она была распространителем ВАЗа — главного конкурента «Москвича», . Но даже с двигателем немецкого производства от Ford Sierra и под псевдонимом Lada Aleko (название всех 41-ых «Москвичей», образованное по первым буквам автозавода им. Ленинского Комсомола) у модели 2141 не было шансов. «Дорого и сердито» уже никому не хотелось: за 4 года продаж было реализовано всего около 400 автомобилей. «Москвич» потерпел фиаско и окончательно растерял свои позиции .
В 2010 году завод обанкротился, и узнаваемые автомобили стали быстро исчезать с дорог.
Он заслужил добрую память.
<3 «Москвичу»!
Нам по пути!