Год назад – 21 ноября 2019 года было запущено движение по первым двум маршрутам Московских центральных диаметров: МЦД-1 от Одинцова до Лобни и МЦД-2 от Нахабино до Подольска. В запуске приняли участие Президент России Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин и глава ОАО «РЖД» Олега Белозеров.
Проект был реализован в рекордно короткие сроки – 2 года, диаметры запустили в соответствии с первоначальными планами. «Это очень хорошо, когда мы что-то планируем, а потом реализуем, особенно такие крупные инфраструктурные проекты. Москва за последнее время сделала хороший рывок, вспомним, еще несколько лет назад коллапсы были, кругом не проехать, не пройти. Такие проекты в значительной степени делают жизнь людей более комфортной», - отметил Президент России Владимир Путин в день запуска МЦД, подчеркнув значимость проекта для столичного региона.
В течение всего года работы диаметров развитие проекта не прекращалось, сегодня МЦД – это 132 км, 60 станций, с 20 из которых можно пересесть на метро и МЦК. За 12 месяцев пассажиры оценили удобство новой единой билетной системы, современных поездов и новых вокзалов и выгодным тарифам.
Московские Центральное Диаметры – один из самых масштабных транспортных проектов десятилетия, который уже в первые месяцы работы доказал свою высокую востребованность. И он бы не был таким успешным без слаженной и усердной работы над ним всех участников: Правительства Москвы, Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД» и перевозчика АО «Центральная ППК».
1. Как показали себя МЦД за год? Оказались ли диаметры востребованными?
Первый год работы диаметров большей частью выпал на период ограничений в связи с пандемией коронавируса, когда большая часть пассажиров, ежедневно пользующихся МЦД для поездок на работу, были переведены на удаленный режим работы.
Но, несмотря на естественное снижение пассажиропотока, как и планировалось, МЦД стали новыми востребованными транспортными артериями в огромном механизме Московского транспорта, его неотъемлемой частью.
За 12 месяцев работы пассажиры обоих диаметров совершили 130 млн. поездок. По МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» проехали около 61 млн. пассажиров, а по МЦД-2 «Курско-Рижский» – более 69 млн. Эта цифра достигла бы прогнозируемых при запуске 200 млн пассажиров, если бы не пандемия. Уже в первые месяцы работы диаметров был фиксирован значительный прирост пассажиропотока. Рекорд перевозок пришелся на 6 марта – более 568 тыс. человек за день, что на 15% выше аналогичного показателя за период до запуска МЦД.
Диаметры были запущены на существующих железнодорожных магистралях, которыми и ранее пользовались сотни тысяч пассажиров каждый день. Но до запуска МЦД электричка была преимущественно пригородным транспортом, сейчас же все чаще диаметры выбирают для поездок по Москве, они стали не просто новым видом транспорта, но и полноценной альтернативой метрополитену.
Буквально с первых недель работы МЦД, благодаря единым городским тарифам, начала меняться логика поездок пассажиров в пользу более удобных, а не более «дешевых» маршрутов. Это позволило разгрузить вокзалы и первые пересадочные станции, именно до них до запуска диаметров чаще всего пассажиры строили путь на ж\д транспорте. Оценив удобство и комфорт нового наземного метро, москвичи для ежедневных поездок стали чаще выбирать МЦД. В первые же месяцы работы диаметры разгрузили метро до 12%, вылетные магистрали до 5%. При этом ранее маловостребованные станции подземки и МЦК стали популярнее. Например, на 50% вырос пассажиропоток станции Новохохловская МЦК, на 45% - на станции метро «Волоколамская».
Диаметры проявили себя как альтернативу метро во время закрытия участка Арбатско-Покровской линии. На протяжении недели ежесуточно диаметры принимали до 60 тыс. пассажиров закрытых станций, при этом МЦД не были перегружены и работали в штатном режиме. Это говорит о том, что на диаметрах создан достаточный запас пропускной способности на годы вперед.
2. Как повлияла пандемия на работу МЦД?
Во время пандемии, в связи с введенными ограничениями, пассажиропоток на МЦД, как и во всем московском транспорте снизился. На отдельных станциях весной пассажиров стало меньше на 67%. Несмотря на это, поезда на МЦД курсировали в полном графике, их количество не сокращалось, а интервал движения не был увеличен.
Как во время режима обязательной самоизоляции, так и сейчас на МЦД реализуется полный комплекс мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции.
Инфраструктуру станций обрабатывают каждые два часа, а поезда дезинфицируют трижды в сутки, в том числе генераторами холодного тумана. В поездах «Иволга» работают современные системы обеззараживания воздуха, все сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, а также проходят обязательный медицинский контроль перед рабочей сменой. В поездах пассажирам о профилактических мерах напоминают более тысячи плакатов, а на станциях нанесли специальную разметку для соблюдения социальной дистанции. Все это время на МЦД действует обязательный масочно-перчаточный режим.
3. Удается ли жителям экономить благодаря МЦД?
Существенная разница в стоимости проезда и в удобстве его оплаты – это то, что пассажиры заметили с первого дня. Во-первых, стоимость поездки в «Центральной» зоне была приравнена к стоимости поездки на метро и МЦК. Во-вторых, что еще существеннее, пассажиры впервые получили возможность бесплатно пересаживаться на метро. В-третьих, стал доступен новый удобный универсальный способ оплаты – транспортная карта «Тройка».
Благодаря новой тарифной системе и интеграции с метро и МЦК за год пассажиры диаметров сэкономили около 1,5 млрд рублей и совершили более 16,5 млн бесплатных пересадок на метро. В целом с МЦД москвичи экономят на ежедневных поездках до 50%, а жители Московской области до 75%.
4. Как за год изменился подвижной состав на МЦД?
С запуском МЦД на маршрут вышли современные поезда «Иволга», они курсируют в смешанном режиме с обычными электричками, поездами «Аэроэкспресс» - на первом диаметре и с «Ласточками» и ЭП2Д - на втором диаметре. Это позволило обеспечить тактовое движение на диаметрах с интервалом 5-7 минут в часы пик. С запуском МЦД объём движения по сравнению с периодом, когда ходили обычные электрички, был увеличен на МЦД-1 на 73%, на МЦД-2 – на 69%.
Обновление подвижного состава на диаметрах – одна из приоритетных задач на 2020 год. Уже удалось полностью обновить парк поездов на МЦД-2 - пассажиров обслуживают новые электропоезда ЭП2Д, «Иволга» и «Ласточка». Средний возраст подвижного состава – не более 3 лет. Все поезда отвечают высоким современным требованиям безопасности пассажирских перевозок, поездки в таких составах гораздо комфортнее, а уровень сервисов соответствует поездам метро и МЦК.
Обновление подвижного состава на МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» запланировано завершить до конца этого года.
5. Сколько станций построили и реконструировали за год?
Несмотря на ограничения в связи с пандемией, развитие проекта не останавливалось ни на день. Весь год велось активное строительство новых и реконструкция существующих станций, а также модернизация железнодорожной сети на отдельных участках. Всего за год было открыто 5 новых и 5 реконструированных станций, которые заменили обычные ж/д остановки и стали современными пригородными вокзалами.
В ноябре прошлого года на МЦД-2 «Курско-Рижский» открылись сразу две новые станции: Волоколамская и Пенягино. Со станции Волоколамская можно пересесть на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии метро, путь займет всего несколько минут.
На МЦД-2 также были открыты: в январе - новая станция Остафьево, а в июле – Курьяново, которые улучшили транспортную доступность и стали флагманом развития прилегающих территорий.
В конце июня на МЦД-1 для пассажиров заработала станция Славянский бульвар, которая объединила несколько видов транспорта: МЦД, метро, «Аэроэкспресс» и наземный транспорт.
Благодаря открытию новых станций улучшилась транспортная доступность 770 тыс. жителей 7 районов Москвы и Московской области. У них появилась возможность строить новые удобные маршруты. С момента открытия новыми станциями в совокупности воспользовались более 6,3 млн пассажиров.
После реконструкции за год были открыты пять мини-вокзалов: Опалиха и Нахабино на МЦД-2, Новодачная, Сетунь и Долгопрудная на МЦД-1.
6. Чем они лучше старых?
До реконструкции эти станции выглядели, как привычные пригородные платформы, после завершения работ они стали современными мини-вокзалами, которые соответствуют стандартам московского транспорта.
Что представляет из себя этот стандарт? Это высокий уровень комфорта и максимальная оснащенность станций пассажирскими сервисами. На станциях установлены навесы на всю длину платформ, чтобы во время ожидания поезда пассажир не попал под дождь или мог укрыться от снегопада, комфортные пассажирские вестибюли с кассовыми и турникетными зонами и безопасные надземные и подземные переходы через ж\д пути. На станциях создана безбарьерная среда для маломобильных групп пассажиров, они оборудованы эскалаторами и лифтами, а потому удобны в использовании и людям с ограниченными возможностями, и мамам с колясками.
Важно, что, несмотря на масштабность работ, стройка ведется круглосуточно и без остановки движения поездов по специальной технологии.
7. Кто будет пользоваться новыми станциями Остафьево или Курьяново? Там же почти никто не живет?
Миссия проекта МЦД – не только повысить транспортную доступность густонаселенных районов Москвы и городов области, но и развивать малолюдные за счет расширения сети общественного транспорта. В столичном регионе уже есть примеры, когда вокруг новой станции метро быстро вырастал целый жилой или деловой квартал, также и с МЦД.
Курьяново и Остафьево – две новые станции МЦД-2, которые придадут импульс развитию районов. Например, около станции Курьяново планируется реновация промзоны. Здесь появятся жилой квартал, школа, детские сады, многофункциональный центр, технопарк, наземные многоуровневые паркинги.
У станции Остафьево в Рязановском поселении Новомосковского округа ведется активная жилая застройка, при этом метро здесь нет. Новая станция МЦД-2 станет важной точкой притяжения в районе и для десятков тысяч его будущих жителей откроет доступ к развитой сети общественного транспорта Московского региона.
8. А пассажиры оценили новые станции?
Открытия каждой новой станции – важнейшее событие не только для жителей прилегающего района, но и для всех пассажиров МЦД-1 и МЦД-2. О востребованности новых вокзалов свидетельствует, в первую очередь, рост их популярности. Так, пассажиропоток на открытых после реконструкции станциях (Опалиха, Сетунь, Новодачная, Нахабино и Долгопрудная) вырос от 9 до 25%.
Среди новых станций, открытых в этом году, самой красивой по итогам опроса пассажиров в социальных сетях МЦД, была выбрана станция Славянский бульвар. Здесь построили уникальный купольный навес, который накрывает сразу две платформы и железнодорожные пути, создавая единое светлое пространство со своей особой атмосферой. Пассажирский терминал станции – образец последних тенденций в строительстве транспортных объектов. Просторные вестибюли с турникетами, отдельными зонами касс и автоматов по продаже билетов, туалетные комнаты, и главное – теплый подземный переход в метро.
Теперь жителям Подмосковья, следующим из области в Москву, не нужно использовать Белорусский вокзал, чтобы совершить комфортную и удобную пересадку на метро, «Аэроэкспресс» или городские автобусы и электробусы.
9. А какие новые сервисы появились на МЦД за год?
Главный сервис, который стал полезен и для пассажиров железнодорожного транспорта с запуском МЦД – это приложение «Метро Москвы». В нем на карту метрополитена были нанесены линии МЦД-1 и МЦД-2. Со дня запуска диаметров в приложении «Метро Москвы» пассажиры построили более 7,5 млн маршрутов по МЦД.
За год с учетом запросов пассажиров МЦД приложение было доработано, теперь в нем можно узнать стоимость проезда, время в пути, правила валидации на МЦД и посмотреть видео переходов между станциями диаметров и метро.
Страница МЦД на сайте метро – это официальный портал проекта, где можно найти информацию не только о действующих, но и о перспективных маршрутах. За год страницу МЦД на сайте метро просмотрели более 9 млн. раз – это около 2,8 млн. пользователей. За это время пользователи в совокупности провели на странице проекта 35 лет. Самым популярным стал раздел «Схема МЦД», его посмотрели уже более 2 млн человек.
В начале этого года состоялся краудсорсинг-проект, по итогам которого участники предложили идеи по улучшению МЦД. Ряд из них уже реализован. Так, например, на всех станциях диаметров разместили плакаты проекта «Книги в метро», а на станциях Славянский бульвар МЦД-1 и Волоколамская МЦД-2 появились площадки проекта «Музыка в метро», также на пересадочных станциях с метро были размещены яркие наклейки «Место встречи».
10. Какие станции сейчас строят?
Сейчас ведутся работы по реконструкции остановочных пунктов: Тимирязевская, Каланчевская, Баковка и Подольск.
К 2024 году на маршрутах первых двух диаметров планируется построить остановочные пункты Петровско-Разумовская, Марьина Роща, Дмитровская, Котляково, Печатники и Щукинская, которая заменит станцию Покровское-Стрешнево, а после 2024 года Илимская. Каждый новый вокзал будет соответствовать стандартам московского транспорта.
11. А что с остальными диаметрами?
Параллельно с развитием МЦД-1 и МЦД-2 ведется подготовка к запуску следующих маршрутов. На Киевском направлении МЖД уже открыли пригородный вокзал Санино, а также завершили реконструкцию остановочных пунктов Победа и Мичуринец. В будущем Киевское направление станет частью МЦД-4. Здесь не только строят и реконструируют ряд станций, но и возводят новые главные пути на участке Солнечная – Апрелевка и Москва-Апрелевка, а также ведут строительство двухпутной соединительной линии, на которой разместятся 3 новые станции: Поклонная гора, Тестовская, Кутузовская. Соединительная ветка позволит создать пересадку между Киевским направлением, метро и МЦК.
Один из самых масштабных этапов проекта – реконструкция участка Каланчевская – Курская. Это необходимо сразу для двух диаметров – МЦД-2 «Курско-Рижский» и перспективного МЦД-4 «Киевско-Горьковский». Чтобы запустить дополнительные составы, развести потоки поездов разных диаметров, количество путей здесь будет увеличено с двух до четырех. Работы ведутся круглосуточно, без остановки движения поездов, за счет чего их планируется завершить на 1,5 года раньше первоначального плана.
На перспективном МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» сейчас ведется строительство развязки вблизи железнодорожной станции Николаевка, переустройство Митьковской ветки, а также строительство тоннеля на Казанском направлении. В начале этого года был открыт транспортно-пересадочный узел «Лихоборы», который объединил МЦК и будущий участок МЦД-3 - Ленинградское направление ж/д. До конца года запланировано открыть новую станцию Ховрино, которая будет интегрирована с одноименной станцией метро Замоскворецкой линии. На севере Москвы появится крупный транспортный хаб.
Также Правительство Москвы совместно с РЖД работает над взаимоувязкой проектов ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» и МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», что позволит оптимизировать сроки строительства и стоимость проектов. Интеграция проектов приведет к созданию первоклассных транспортных хабов, которые свяжут между собой диаметры, метро и высокоскоростное сообщение. Это новый виток в истории развития транспортной инфраструктуры России. Запланировано строительство двух транспортно-пересадочных узлов – на станциях Крюково (Зеленоград) и Петровско-Разумовская. Таким образом, жители столичных районов, расположенных рядом с этими станциями, получат возможность уехать в северную столицу прямо от своего дома. А пассажиры из Петербурга смогут пересесть на московский транспорт, не доезжая до центра города и вокзала.
Маршруты МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5 находятся на этапе проектирования. Планируется, что МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» запустят в 2022 – 2023 гг., МЦД-4 «Киевско-Горьковский» до 2024 года, а МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» - до 2025 года. Таким образом, все 5 диаметров должны быть запущены до 2025 года.
В настоящее время проект предусматривает запуск 5 диаметров – в общей сложности 375 км пути, 182 станции, организация движения по которым улучшит транспортное обслуживание 6,9 млн москвичей и 5,5 млн жителей Московской области. Пассажиропоток диаметров составит более 650 млн человек в год. Нагрузка на существующую транспортную инфраструктуру Москвы уменьшится на 10-12% - разгрузятся линии и станции метро, вокзалы и автомобильные дороги.