Привет всем! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
— Федя! Куда ж ты смотрел? Нам же мотор не дали!
— Ничего, у нас в багажнике запасной есть.
(к/ф «Пока гром не грянет»)
Помните такой замечательный диалог? Да-да, разговор сегодня пойдет про «Запорожец».
В этом году самому демократичному советскому автомобилю исполнилось 60 лет. За интересную внешность юбиляра в народе сразу окрестили «горбатым». Все потому, что конструкторы поместили багажник под капот, а большой двигатель под заднюю крышку машины — так и появилась очаровательная «горбинка».
«Запорожец» был настоящим героем своего времени. На нем студентки из советского ромкома «Три плюс два» покоряли крымские серпантины и молодые сердца, а механик Семён Лямкин из комедии конца 90-х «Хочу в тюрьму» летел навстречу своей мечте к Нидерландам! В 90-е о зверь-машине пел Богдан Титомир, сейчас ее ностальгически воспевает уралочка — Монеточка. Даже в Голливуде не обошлось без «Запорожца»: в одной из сцен фильма бондианы «Золотой глаз» агент 007 лично участвует в ремонте «горбатого».
Но до того, как автомобиль завоевал любовь граждан, над ним долгие годы трудился штат лучших конструкторов и инженеров страны. В середине прошлого века, когда европейские автоконцерны уже запустили в серийное производство малолитражные автомобили, СССР еще приходил в себя после войны. Промышленности не хватало производственных ресурсов, гражданам — финансовых. Однако в 1954 году руководство страны решило: пора осваивать новый микролитражный класс и делать его доступным.
Запорожский автомобильный завод «Коммунар», который до этого специализировался на сельскохозяйственной технике, отправили в практически невыполнимую миссию: за полтора года наладить серийное производство и перепрофилировать работников, которые еще вчера собирали комбайны. Производство двигателя доверили Мелитопольскому моторному заводу, где до этого строили судовые двигатели — тоже, в общем-то, по адресу.
Спустя несколько лет интенсивного интеллектуального труда появился первый образец. В заводской газете даже вышла статья «Як ми назвемо нашу машину?». Предлагали имена «Запоріжець», «Мир», «Дніпро», «Малютка» и «Українка», а за лучшее вообще обещали премию в 500 рублей. 18 июня 1959 года из экспериментального цеха «Коммунара» выехал опытный экземпляр ЗАЗ-965 с гордой надписью «Запорожець». Прототипом нового советского авто стал практичный FIAT-600, от которого он унаследовал членение кузова и заднюю подвеску, и стильный Volkswagen Käfer, который стал «донором» подходящей для наших дорог передней подвески. Запорожского героя тут же представили не в Третьяковской галерее за сочинительством того самого письма тому самому султану, а на Выставке достижений народного хозяйства.
Спустя год новинку автопрома показали в Кремле. Хрущев и Брежнев лично испытали автомобиль и всем остались довольны. Автомобилю утвердили демократичную цену в 1800 руб. Была в этом некоторая ирония — в такой ценник помещалось примерно 20 средних зарплат. Но по сравнению с другими отечественными машинами «Запорожец» стоил действительно недорого: к примеру, за «Москвич-407» пришлось бы отдать 2500 руб., за ГАЗ-21 «Волга» — 5100.
Поэтому «Запорожец» стал настоящим подарком трудящимся. Несмотря на угрожающе шумный и страдающий от перегревов двигатель, двери, открывающиеся против движения, и крошечный багажник, эта машина многим принесла первые автомобильное радости и подарила свободу и романтику дальних путешествий.
Сейчас ЗАЗ-965 — вымирающий вид. Если увидите такого старичка в городе, загадайте желание.
До следующей музейной среды всего неделя.
Нам по пути!
Сайт музея Московского транспорта