Маленькая горная Швейцария по плотности населения занимает 47 место в мире, а ее неповторимые альпийские пейзажи, горные курорты и исторические достопримечательности привлекают толпы туристов. Для удобства жителей и путешественников в стране создана развитая сеть общественного транспорта, причем развитая настолько, что швейцарцы повально отказываются от личных автомобилей.
Например, в Женеве, втором по величине городе страны после Цюриха, с 2000 по 2010 год количество семей без личного транспорта выросло на 10%. Тот же показатель был зафиксирован и в других крупных городах страны — в Базеле, Берне и Лозанне. В 2017 году автомобиля не было у каждой пятой швейцарской семьи (20,8%).
Власти считают развитие общественного транспорта важной задачей на ближайшие годы. Ведь площадь Женевы составляет всего 15,93 км² — это в 160 раз меньше Москвы. На этом сравнительно небольшом участке швейцарской территории только в 2019 году жили 499 480 человек. Таким образом, плотность населения в Женеве более чем вдвое превышает московскую: в среднем 12000 против 5000 человек на квадратный метр. И это не считая туристов. Для комфорта всех этих людей в городе создана мощная транспортная инфраструктура — от трамваев и автобусов до поездов и лодок. А контролировать количество личного автотранспорта и, соответственно, уменьшить пробки на дорогах, помогают в том числе и платные парковки.
Парковочные зоны
В Женеве тариф на платных парковках зависит от их цвета. Парковочные места могут быть ограничены белой, синей, красной или желтой линией или окрашены соответствующим цветом.
Белая зона — платная. Остановиться здесь можно максимум на 90 минут. Стоимость составляет 2,80 швейцарских франка (233 рубля) в час. Необходимо взять талон в парковочном автомате и поместить его под стекло.
В синих зонах разрешено бесплатно припарковать автомобиль с использованием парковочного диска, который можно купить на заправках или в отделениях полиции. Его следует разместить на лобовом стекле, на виду. Начало парковки округляется до получаса в большую сторону. Автомобили могут быть припаркованы в «синей зоне» не более чем на 90 минут в рабочие дни. По субботам останавливаться здесь можно с 08:00 до 11:30 и с 13:30 до 18:00. С 6 часов вечера до 8:00 утра использование парковочного диска в «синей зоне» не требуется. И хотя «синих зонах» можно до 90 минут оставить автомобиль бесплатно, но найти свободное место там крайне сложно. По воскресеньям и в дни государственных праздников использование парковочного диска не требуется.
Красные зоны работают так же, как и синие, только обеспечивают 15 часов бесплатной парковки. Чтобы оставить машину здесь, нужно заранее приобрести красную парковочную карточку или красный диск. Продаются они в туристических офисах, полицейских участках и банках.
В желтой зоне в будние дни парковаться нельзя, она предназначена для курьеров, грузчиков ближайших магазинов, а также кратковременной посадки и высадки пассажиров такси.
Самый выгодный вариант — оставить автомобиль на перехватывающей парковке вблизи метро, где один час обойдется в 1 франк (68 рублей), а сутки — в 10 франков (684 рубля)
Тарифы для местных
Источник: https://www.geneve-parking.ch/fr/stationner-sur-la-voie-publique/stationner-avec-un-macaron/qui-est-destin%C3%A9-le-macaron-annuelnbsp
Местные жители могут приобрести годовой значок под названием «macaron» (название так и переводится – «значок»), чтобы получить возможность парковаться в синей зоне в районе их работы или проживания без каких-либо ограничений. Выглядит это как самоклеящийся диск, который прикрепляется к лобовому стеклу. Этот аналог резидентного разрешения для жителей обойдется в 200 CHF (около 16 700 рублей) в год. Буквенные (разных цветов) зоны обозначают парковочные зоны центра Женевы (Старый город), а цифрами обозначены кантоны (микрорайоны с платными парковками на окраинах), поскольку при оформлении резидентного разрешения необходимо указать полный код.
Источник: https://www.geneve-parking.ch/fr/stationner-sur-la-voie-publique/stationner-avec-un-macaron/macarons-annuelstrouver-sa-zone
Владельцы и сотрудники коммерческих предприятий могут получить парковочный значок для бизнеса на свои служебные автомобили, который стоит 400 CHF (примерно 33 400 рублей) в год. Один из видов такого значка – знак мультизональности – позволяет парковаться на полдня (с 8:00 до 13:30 и с 11:30 до 19:00) в любой синей зоне по цене 10 CHF (835 рублей). Этот значок ввели, в частности, из-за роста количества курьеров.
Как оплатить
Оплатить парковку можно не только наличными через паркомат -, но и с помощью мобильных приложений PrestoPark, Easypark, ParkNow и Parkingpay.
После регистрации учетной записи в приложении автомобилист может выбрать нужную парковку. Для этого можно отсканировать QR-код, а также внести в приложение название парковки, ее расположение на карте или информацию, размещенную на паркомате.
А для местных жителей Фонд городских парковок Женевы год назад запустил веб-сайт multipark.ch. Этот ресурс позволяет удаленно приобрести и активировать резидентное разрешение. Нет необходимости прикреплять физический значок за лобовым стеклом. Парковочный агент, контролирующий соблюдение правил остановки и парковки, проверит факт оплаты по номерному знаку автомобиля.
Штрафы
Штраф за парковку в неположенном месте, за парковку в белой зоне без талона или в синей зоне без парковочного диска или после крайнего срока составляет 40 швейцарских франков (3350 рублей). Если припаркованный автомобиль выходит за пределы обозначенной зоны, размер штрафа составит 60 швейцарских франков (5000 рублей). Погасить штрафы необходимо в течение 10 дней, иначе за просрочку придется отдать еще от 30 до 60 франков (2500-5000 рублей) – в зависимости от того, насколько вы опоздали с оплатой.
В год в Женеве выписывают около 500 000 квитанций за нарушение правил парковки, в 2017 году в муниципальную казну было передано около 23 миллионов швейцарских франков (около двух миллиардов рублей).
Учет и контроль
Источник: https://www.tdg.ch/geneve/actu-genevoise/genevois-defoulent-contractuels/story/23334795
Контроль за соблюдением правил остановки автомобилей возложен на городскую Службу парковки.
Согласно информации на официальном сайте Службы на 2020 год, в ведомстве работает около 80 агентов. Они контролируют соблюдение правил парковки на улицах, информируют автомобилистов о правилах и зонах парковки, помогают туристам сориентироваться в городе, советуют, как лучше добраться в нужное место.
Кроме того, сотрудники Службы проходят специальное обучение и могут оказать первую помощь при возникновении аварии или чрезвычайного происшествия.
Нередко агентам Службы парковки помогают ответственные жители, которые оперативно сообщают в полицию о замеченных нарушениях
Поэтому автомобилистам необходимо внимательно следить за тем, чтобы на видном месте под лобовым стеклом машины был размещен документ, подтверждающий право парковки (парковочное разрешение или чек из паркомата), а также парковочный диск с верно выставленным временем прибытия. Исключения возможны лишь в том случае, когда автомобиль стоит на «белой» парковке, а парковочное время оплачено через мобильное приложение.
Опасная работа
Сотрудники Службы парковок в Женеве зачастую выслушивали в свои адрес оскорбления, уворачивались по время инспектирования от яиц, брошенных жителями домов и офисов, и даже подвергались избиению со стороны автомобилистов, недовольных штрафами. По статистике 2014 года было заведено около 30 уголовных дел, годом ранее - 20.
По словам Гаэтан Маскали, руководитель службы парковки в 2014 году, обеспокоившись растущей тенденцией проявления агрессии по отношению к агентам, власти решили тщательно изучить причины такого поведения автомобилистов.
Эксперты пришли к выводу, что стресс, тяжелая экономическая ситуация и отсутствие парковочных мест лишь отчасти объясняют раздражение владельцев машин, припаркованных с нарушением правил. Оказалось, что большинство жителей воспринимают нападения на агентов как форму проявления неуважения к власти и униформе. Граждане больше не считают, скажем, учителя или полицейского абсолютным авторитетом. Теперь и парковочный агент должен объяснить как свои действия, так и какие правила нарушил водитель и посоветовать, как и в какие сроки можно оплатить штраф.
Теперь Служба парковок Женевы занимается предотвращением подобных ситуаций, привлекает психологов, проводит курсы управления конфликтами и эффективного общения. Цель состоит в том, чтобы подготовить агентов к конфликтным ситуациям и случаям проявления насилия и справиться с ними.
Эвакуация
Эвакуировать ваш автомобиль в Женеве могут только по указанию полиции. Изъятый транспорт хранится в службе конфискации транспортных средств кантона Женева. Забрать автомобиль можно в течение 30 дней после уплаты всех налогов и сборов. В случае, если владелец не является в течение года, автомобиль может быть продан от имени государства или уничтожен.
Скоро подорожает
Стоимость парковки сохранится до 31 декабря 2020 года. Мэрия Женевы приняла комплексную стратегию развития парковочного пространства, и в будущем году время стоянки подорожает на 50 процентов.
Как объяснил Серж Даль Буско, чиновник, отвечающий за транспортную инфраструктуру, власти хотят расчистить дороги для тех, кому неудобно пользоваться общественным транспортом – например, таксистов, курьеров и инвалидов. Кроме того, городские власти хотят продвигать концепцию общей мобильности компаний и предусмотреть привилегии и бонусы для тех сотрудников, которые совместно используют служебные автомобили.
Поедут по-новому
Что касается изменений в работе парковок, которые возникли из-за пандемии коронавируса, начальник Службы парковок Дамиен Зубер отметил, что спрос на использование каршеринга приблизил реализацию идеи автомобиля будущего как общего и электрического. Служба парковок, отвечая на эту тенденцию, намерена увеличить количество зарядных станций для электроавтомобилей. Также в планах увеличить вместимость перехватывающих парковок к 2026 году всего на 2390 мест. Весной 2020 года власти Женевы ввели право бесплатной парковки для медицинских работников.
Источник: https://www.tdg.ch/geneve/actu-genevoise/megastation-velos-geneve-pontrouge-deboule/story/23253032
Кроме того, велосипедные парковки Женевы (которые летом 2020 года были впервые в среднем заполнены на 50%) стали образцовым объектом и для других швейцарских городов. Этой весной многие жители из-за боязни заболеть впервые использовали велосипеды и самокаты в качестве основного транспортного средства. Добираясь на место учебы или работы, им хотелось оставить, например, велосипед, в месте, защищенном от непогоды и вандализма. Они стали писать обращения городским властям с просьбой создать больше крытых велосипедных парковок. Стоимость использования составляет 1 швейцарский франк в день (83 рубля), 3 швейцарских франка в неделю (250 рублей), 10 швейцарских франков в месяц (830 рублей) и 75 швейцарских франков в год (6220 рублей). Вместимость, например, Cornavin составляет 148 мест, а Montbrillant – 336.
Интересно:
Источник: https://www.tdg.ch/geneve/actu-genevoise/controle-automatise-parking-demarre-rues-ville/story/13498668
В 2016 году в Швейцарии протестировали беспилотный электромобиль, который в автоматическом режиме обнаруживает нарушителей правил парковки. Машина, оборудованная камерами на крыше и постоянной связью с базой данных, способна сканировать от 500 до 1000 номеров час и проверять, есть ли у их владельцев разрешения на парковку. В случае, если правила нарушены, подается сигнал и на место немедленно направляются парковочные агенты. Женева стала первым городом, внедрившим этот беспилотник.
Машина эта стоит 75 000 швейцарских франков (примерно 6 300 000 рублей). Такая цена обусловлена техническими характеристиками. Автомобиль имеет четыре независимые друг от друга камеры на крыше. На широких уликах это позволяет, например, сканировать только автомобили, припаркованные справа, не фиксируя тех, кто едет в противоположном направлении. Даже при движении со скоростью 50 или 60 км/ч качество изображений гарантировано. Scan Car движется по городу с 8 до 19 часов.