23 декабря 2020

Юбилей СВАРЗ

Привет всем!

Традиционная «Музейная среда» с директором Музея Транспорта Москвы Оксаной Бондаренко.

Каждый из здесь присутствующих не раз проехал на автобусе, троллейбусе или трамвае, но в том сакральном месте, где транспорт обслуживают и ремонтируют, удалось побывать только единицам. Сегодня я немного приоткрою завесу тайны: предлагаю виртуально прогуляться по коридорам истории знаменитого Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода. Есть прекрасный повод — 25 декабря СВАРЗ отпразднует свой 115-й день рождения!

На рубеже XIX-XX веков, когда сеть городских железных дорог активно развивалась, а количество подвижного состава росло, появилась необходимость и в базе для их капитального ремонта. Так в 1905 году началась жизнь Сокольнических ремонтно-трамвайных мастерских.

Свое современное название предприятие получило только в 1922 году: тогда СВАРЗ уже успел стать основной ремонтной базой трамвайного хозяйства Москвы. К слову, до войны трамвай был главным средством передвижения москвичей и вплоть до 1941 года их ремонт осуществлялся исключительно здесь — какая честь!

Пути столичной интеллигенции тоже порой пересекались с трамвайными. Писатель Константин Паустовский в 1920-е годы работал вагоновожатым и кондуктором, о чем с удовольствием писал. А на самом СВАРЗ работал слесарем «Бывалый» из комедийной серии Леонида Гайдая — актер Евгений Моргунов.

Во время Великой Отечественной войны предприятие выполняло заказы оборонных ведомств: здесь наладили производство комплектующих для реактивных снарядов и стали штамповать миниатюрные детали для затворов автоматов ППШ. Причем все это — на огромных ремонтных станках. За заслуги перед родиной завод наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Свидетельства этих лет жизни завода во время войны до сих пор находят сотрудники СВАРЗ.

В 1956 году СВАРЗ изготовил для выставочной линии ВДНХ троллейбус ТБЭС, а в 1958-м его новая модификация, МТБЭС, уже вышла на городские магистрали. В фильме «Берегись автомобиля» невеста Юрия Деточкина Люба дрифтует именно на таком.

Весной 1959 года завод выпустил свой первый троллейбус-гармошку СВАРЗ-ТС1. При 44 сидячих местах «по паспорту» в него помещались все 224 — и это был далеко не предел! Однажды, когда уходивший в парк ТС высадил всех своих пассажиров на остановке «Гидропроект», их пересчитали по головам и выяснили, что в троллейбусе ехало 402 человека! Такие троллейбусы отлично прижились на загруженном маршруте «Б».

В разные годы на СВАРЗе изготавливали таких помощников города, как рельсоуборочные машины, рельсотранспортеры, кабелеукладчики, передвижные высоковольтные подстанции и автовышки. А во второй половине 1960-х на СВАРЗе освоили и капитальный ремонт автобусов — в том числе легендарных венгерских «Икарусов».

В СВАРЗ свою историю любят и умеют работать с раритетом. Среди последних достижений завода — восстановленный ретротрамвай «Вагон-вышка» для ремонта и обслуживания контактной сети и отреставрированный грузовой троллейбус ТГ-3 — представьте себе, такие тоже есть.

Сегодня на территории завода организовано производство электробусов «КамАЗ» и электрокомпонентов к ним. А также создан центр инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта.

А для музея СВАРЗ сейчас проводит реставрацию автобуса ПАЗ-652Б, а также готовится к реставрации троллейбус СВАРЗ-Икарус. Также ведется проработка вопроса по изготовлению троллейбуса-реплики на базе ЗИУ-5 с современным электрооборудованием для перевозок пассажиров по музейному маршруту.

Поздравляем коллег с юбилеем!

Нам по одному трамвайному пути <3

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе