Привет всем! С вами праздничная «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня я буду рассказывать про тех, кого принято готовить летом, а зимой — любить (и) возить. Я про сани, конечно. А вы что подумали? Это сейчас мы воспринимаем их как развлечение, но когда-то они были полноценным городским средством передвижения.
Стоянка извозчиков в Кремле. 1910 год. Главархив
С деревенских саней начиналась вся история московского общественного транспорта. В середине прошлого тысячелетия их оседлали заезжие извозчики — как правило, крестьяне, на зиму приезжавшие из окрестных деревень в город осваивать новый доходный промысел.
Однако официально статус общественного транспорта утвердился в городе только в 1847 году, когда было открыто движение многоместных конных экипажей по улицам Москвы. Линии, то есть маршруты, были строго определены, поэтому и за новым общественным транспортом закрепилось название «линейка». Сам экипаж напоминал карету, крытую или открытую в зависимости от времени года, в центре которой размещались две скамейки. Пассажиры сидели друг к другу спиной: в солнечный день они наблюдали за сменой городских пейзажей, в дождливую непогоду — укрывались от брызг за кожаными занавесками. А зимой экипажи меняли колеса на сани.
В те времена в городе было три основных линии: от Красной площади (позже от Ильинских ворот) до Смоленского рынка (сейчас там находится Смоленская площадь), от Покровского — ныне Электрозаводского — моста до Рогожской заставы, и от Калужских ворот до Тверской заставы (первый московский диаметр!). Летом к ним прибавлялись три дачных маршрута: в Сокольники, Останкино и к Петровскому парку.
Воспоминания о линейках сохранились и в записках главного москвоведа Владимира Гиляровского: «У Ильинских ворот стояли десятки линеек с облезлыми крупными лошадями. Оборванные кучера и хозяева линеек суетились. Кто торговался с нанимателями, кто усаживал пассажиров: в Останкино, за Крестовскую заставу, в Петровский парк, куда линейки совершали правильные рейсы... В линейке сидело десятка два пассажиров спиной друг к другу». В общем, минимум комфорта. Зато какая динамика!
Но то в дачную пору, а зимой москвича хлебом не корми, дай прокатиться в санях с лихой тройкой. И про хлеб — не то чтобы фразеологизм: такая забава была действительно дорогой, доступной только людям зажиточным. Хорошим тоном считалось выехать на четырехчасовой санный променад, предварительно обеспечив себя запасом вышитых подушек и вишневого ликера (куда же без него), и закончить поездку в Петровском парке: там уже начиналась светская санная афтерпати.
Забавно, что саням прочили долгую и счастливую жизнь. Например, если бы вы заглянули под елку в поисках подарка в далеком 1914-м году, то вы с большой долей вероятности нашли бы там коробочку конфет фабрики «Эйнем». Необычную коробочку. Именно в этом году столичная кондитерская фабрика выпустила серию футуристических открыток «Москва будущего».
Их вкладывали в подарочные наборы с сопроводительным текстом: «...мы имели в виду заглянуть, по мере наших сил в более или менее отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки-Москвы. Каждому, кто знает и любит Москву, не безынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвою и ее обитателями приблизительно через 200−300 лет. Вот какие картины открываются нашим взорам на основании более или менее точных логических выводов».
Почтовая карточка «Петербургское шоссе» из серии «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего»
К сожалению, не известно имя художника, создавшего эти открытки. Зато мы понимаем, о чем мечтали москвичи начала XX века и как видели они счастливое будущее своих потомков. Интересно, что сюжеты почти всех футуристических открыток так или иначе были связаны с транспортом, со средствами передвижения, со скоростями. И сани тоже не были забыты!
На обратной стороне этой открытки был следующий текст: «Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям». Очень жаль, что эпоха аэросаек до сих пор не наступила.
Сейчас прокатиться на санях получится только в парках, но никогда не поздно вспомнить детство и съехать на санках с горки. Благо, московский ландшафт позволяет!
Не теряйте детского озорства и духа приключений!
Нам с вами по пути <3