Привет всем!
С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко. Гость нашей рубрики сегодня полностью соответствует праздничному настрою на красивую жизнь. Это советский представительский автомобиль большого класса, «Чайка». В этом месяце мы празднуем его День рождения.
Начиналось все так. К 1956 году главный служебный автомобиль партийной номенклатуры, шестиместный седан ГАЗ-12 ЗИМ успел безнадежно устареть, а на фоне своих зарубежных аналогов выглядел очень грустно. Решено было искать новые дизайн-коды и обновлять начинку, но первые же попытки двигаться в этом направлении показали: старину ЗИМа новым трюкам не научить. Нужно что-то капитально другое, под индексом 13. Работа по созданию новой модели вскипела.
Над «Чайкой» трудился большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода ГАЗ. Конструктор кузова Л.Э. Дуарте и скульптор Б.Б. Лебедев в прямом смысле лепили произведение автомобильного искусства. Судя по сохранившимся фотографиям, они создавали еще как минимум два полноразмерных макета, альтернативных последующим серийным автомобилей.
Кстати, «Чайка» могла получить и другое название — «Стрела». Но согласно легенде, один из конструкторов на вопрос, почему победила именно «Чайка», ответил: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка». Действительно, автомобиль высокого полета!
В нем впервые в истории ГАЗ были использованы четырехкамерный карбюратор, гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов и электростеклоподъемники. А в поздних версиях ГАЗ-13 даже появился радиоприемник с автопоиском и выдвижной антенной с электроприводом.
«Чайка» собиралась вручную, никогда не была товаром массового потребления и не имела розничной цены. В первую очередь она предназначалась для обслуживания госслужащих: не первых лиц, но вторых — как минимум.
Еще до начала официального выпуска экспериментальный образец ГАЗ-13Э бирюзово-молочного цвета с позолоченной радиаторной решеткой отправили на всемирную выставку EXPO-58 в Брюссель, где разработка СССР получила золотую медаль.
Официальным цветом ГАЗ-13, как и всех советских представительских автомобилей, был черный. Несмотря на распространенную легенду о белой «Чайке» подаренной первой в мире женщине-космонавту Валентине Терешковой, никаких документальных подтверждений этой истории не найдено. Зато на «Чайках» огненно-красного цвета разъезжали начальники пожарной охраны Москвы, Ленинграда и других крупных городов страны.
Официально ГАЗ-13 «Чайка» выехала за ворота автозавода 16 января 1959 года, хотя предсерийные образцы были собраны еще в декабре предыдущего. И мгновенно стала объектом страсти всякого делового человека. Несмотря на то, что такая машина мелким чиновникам и отдельным руководителям по рангу не полагалась, самые целеустремленные все-таки нашли выход. На ремонтных заводах они заказывали «Чайки», замаскированные снаружи кузовными деталями устаревшего ЗИМа. В народе такие гибриды получили прозвище «овцебык».
Кроме того, в 1961-1962 годах на Горьковском автозаводе изготавливался редкий зверь-кабриолет ГАЗ-13Б. Было собрано, по разным данным, от 10 до 20 машин — в них катали по Крыму и черноморскому побережью Кавказа особенно дорогих гостей Советского Союза. А в конце 70-х два крымских кабриолета подарили министру обороны ГДР Хайнцу Гофману.
На базе ГАЗ-13 создавались также киносъемочные автомобили. Крыша за сидением водителя срезалась, и в салоне возводили площадки для кинотехники. Две таких машины эксплуатировались на Мосфильме.
Про этот уникальный автомобиль можно рассказать еще много историй, но лучше его просто один раз увидеть. В коллекции Музея Транспорта Москвы представлены семь моделей ГАЗ: легковые ГАЗ М-1 («Эмка») и символ советской роскоши ЗИМ, ГАЗ-21И милиция и ГАЗ-24-01 такси, грузовой ГАЗ-АА, микроавтобус ГАЗ-3221 «Газель» и даже тротуароуборочный ГАЗ-69 (ТУМ Т-3). Очень ждем того дня, когда сможем пригласить вас в наш новый дом и все показать!
Нам с вами по пути!<3