20 января 2021

Человек, который придумал электробус: история изобретателя Ипполита Романова

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Сейчас трудно представить городские улицы без электротранспорта, но еще труднее представить электробусы, рассекающие проспекты в начале прошлого столетия. А зря! Ипполит Романов стал развивать энергоёмкие и экологичные средства передвижения задолго до того, как это стало мейнстримом. О визионерских проектах инженера-изобретателя наша сегодняшняя колонка.

Электрические батареи и мотор, первые российские «электрокары», экологичные омнибусы и монорельс — всё это разработки талантливого Ипполита Владимировича. Казалось бы, вот оно, будущее с футуристических плакатов на родной брусчатке. Но судьба революционных конструкторских идей не бывает простой, особенно в Петербурге, который позже стал революционной. А как красиво всё начиналось!

1889 год. Вести из Парижа будоражат воображение: королём Всемирной выставки уже успели окрестить электричество, инженеры со всего света соревнуются в утопичности проектов с башней Гюстава Эйфеля. Воздух в Петербурге тоже наэлектризован: Романов со своими чертежами спешит на встречу к Петру Фрезе, конструктору первого российского автомобиля и крепкому предпринимателю. Первый электромобиль — шутка ли! Уже вскоре на фабрике Фрезе создаются их первые прототипы, внешне почти не отличающиеся от английского классического кэба: с открытым и закрытым салоном.

Главное достижение Романова — раздельный привод ведущих колес, при котором на каждое колесо приходился отдельный двигатель. Благодаря такой технологии электрические кэбы даже превосходили авто с традиционным бензиновым двигателем. Запас хода электромобиля составлял почти 65 км, а батареи держали заряд до 100 часов. Зверь-машина разгонялась до 37 км/час, а снижение скорости обеспечивалось за счёт рекуперативной системы (как в самых современных электрокарах): энергия торможения перенаправлялась обратно в батареи, продлевая пробег.

После успеха с двухместными кэбами Романов взялся за четырёхместные, а там и до электрического омнибуса было рукой подать. Омнибусы (с лат. «всеобщий», «для всех») на конной тяге во второй половине XIX века были главным городским транспортом, а Ипполит Владимирович решил их электрифицировать. В 1899 году ему это удалось. Передняя часть омнибуса принадлежала водителю и приборам управления, в оставшемся пространстве господствовал кондуктор. В салоне помещались 15 пассажиров: для удобства вдоль стен располагались скамейки. Полуторатонный гигант развивал скорость до 11 км/час и имел запас хода до 68 км. Вот таким был прадед электробуса.

Изобретение Романова тестировали в Гатчине и в Санкт-Петербурге до 1901 года, а после осмотра Технической экспертной комиссией омнибус признан годным к пассажирским перевозкам в столице. Романов уже планировал и предвкушал электрификацию дорожного движения, Санкт-Петербургская Дума даже выдала разрешение на открытие регулярных маршрутов омнибусов. Только вот незадача: финансировать омнибусы из городского бюджета отказались, а потенциальным акционерам выкатили жесткие условия — поговаривают, здесь не обошлось без влиятельного лобби владельцев конки и линеек. Проект свернули. Не найдя поддержки на родине, Романов эмигрировал из страны.

В Москве омнибусу повезло больше: в 1902 на московской фабрике «Дукс» в 1902 изготовили 10-местный омнибус: целый год он обслуживал гостиницы города. Но так и не прижился.

Возрождать общественный электротранспорт в России снова взялись только сто с лишним лет спустя. В 2018 на столичные маршруты выехали электробусы: сейчас ежедневно они перевозят 185 тыс. человек. Экологичность, энергоэффективность и скорость всё-таки победили — теперь электрический омнибус может спать спокойно.

До новых встреч в электробусах!

Нам по пути!

Сайт Музея Транспорта Москвы

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе