Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
29 января 1932 года в 19:30 с конвейера Нижегородского автомобильного завода сошел первый грузовой автомобиль НАЗ-АА, вошедший в историю как ГАЗ-АА или «полуторка». Этот труженик поля и фронта частенько тащил на себе гораздо больше положенного груза и для многих граждан в то время являлся единственным средством передвижения, чем заслужил место в собрании нашего Музея. И эту памятную колонку!
Начиналось всё еще в 1928 году, когда Компартия взялась переводить страну на рельсы индустриализации. Страна Советов отчаянно нуждалась в новом герое промышленного хозяйства: на эту роль искали дешевый, простой и лёгкий грузовик на 1−1,5 тонны и легковушку из того же семейства. Модель-основу для новых автостахановцев решили покупать за границей.
Сборка автомобилей Форд образца 1931 года на автосборочном заводе им.КИМ, Москва.
В том же году начались переговоры с Ford Motor и General Motors. Самый тёплый контакт у руководителя «Автотреста» Марка Сорокина, выросшего в США, сложился с Генри Фордом, и вскоре они подписали контракт о строительстве нового автомобильного завода в Нижнем Новгороде (который в 1932-м переименовали в Горький): планировалось, что на нем будут производить до 100 тыс. машин в год. Несмотря на то, что этим планам не суждено было сбыться, ГАЗ-АА стал первым отечественным автомобилем, который массово и большим тиражом выпускали на конвейере.
Ранний ГАЗ-АА с деревянной кабиной. Фото А.М.Родченко
Примитивная конструкция грузовика-прототипа Ford-АА обернулась для советского ГАЗ-АА набором преимуществ. Несмотря на маленькую мощность (40 л.с.), четырехцилиндровый двигатель выдавал ломовую тягу на низких оборотах и мог работать на бензине и масле не самого достойного качества.
А отсутствие такой опции как бензонасос вкупе с устаревшими механическими тормозами и передней продольной рессорой помогало быстрее ремонтировать машину. В дефицитные годы такая нетребовательная машина, простая в ремонте и готовая к бездорожью, стала настоящей находкой.
Один из поисковых вариантов Ульяновской полуторки
Без обратной стороны медали тоже не обошлось: ГАЗ-АА устаревал настолько быстро, что модели приходилось постоянно модернизировать — и далеко не всякий раз удачно. В конце концов ГАЗ-АА всё же довели до апгрейда ГАЗ-ММ с 50-сильным двигателем и новой коробкой передач. А вот модификаций было выпущено великое множество: от автобуса ГАЗ-03-30 до цистерны и пожарного автомобиля.
Особенно ГАЗ-АА отличился в Великую Отечественную. Эта модель составляла 67% всего автопарка советской армии, и теперь перед Горьковским заводом стояла задача быстро обеспечивать фронт новыми автомобилями. Инженеры не стали искать сложных путей и просто сняли с грузовика всё металлозависимое. Вместо дверей — брезентовые накладки, вместо крыши — тент с окошком сзади, крылья из обычного кровельного железа, один дворник, одна фара. Существовал также газогенераторный вариант ГАЗ-42, этот гибрид ездил на дровах.
ГАЗ-ММ упрощенного типа
В годы блокады Ленинграда «полуторки» перевозили сотни тысяч тонн военных грузов и продовольствия по Дороге жизни, причем объем разовой перевозки часто превышал допустимую грузоподъемность машины. Но те, кто прошёл войну за рулём ГАЗ-АА, рассказывали про невероятные маневры, на которые был способен автомобиль, пока европейская и американская техника увязала в бездорожье.
ГАЗ-ММ позднего выпуска
После войны «полуторке» вернули приличный облик и восстановили вынужденно утраченные детали, в таком виде ГАЗ-АА вышел на восстановительные работы по всей стране. До конца 1960-х они ещё тихо плелись по дорогам в статусе радиопередвижек, пожарных машин и хлебных фургонов. Один из таких, случайно обнаруженный художником картины «Место встречи изменить нельзя» в 1978 году, снялся в фильме в роли главного средства передвижения банды «Черная кошка».
До современных дорог полуторка всё же не добралась, зато успела обрасти своими легендами и обаянием старины.
До 31 января наш экспонат ГАЗ-АА можно увидеть в Еврейском музее и центре толерантности на выставке «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи». Не упустите такую возможность!
А с такой историей нам точно по пути!