С 22 октября в Москва-Сити изменится схема движения. Узнать подробности
17 февраля

Made in Кама!

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Сегодня в гостях у нас большой мальчик. Даже очень большой — КамАЗ-5320. Вчера он отпраздновал своё 45-летие: с главного конвейера Камского комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах новый автомобиль сошёл 16 февраля 1976 года. За это время «КамАЗ» успел стать синонимом большегруза, и сейчас его можно встретить на самых трудных дорогах планеты: в Азии, Африке и Латинской Америке. Недаром спортивная команда «КамАЗ-Мастер» 18 раз побеждала в престижном международном ралли-рейде «Дакар».

16 февраля 1976 года. Водитель-испытатель УГК Валерий Васильевич Перетолчин, монтажник «Минмонтажспецстроя» Дмитрий Фёдорович Загребельный и строитель «Камгэсэнергостроя» Рафис Салихович Сабирзянов выводят с конвейера первый серийный КамАЗ

Начиналось всё тоже непросто. Воодушевлённое быстрым введением в строй Волжского автомобильного завода, правительство СССР задумало повторить успех — на сей раз с заводом тяжёлых грузовых автомобилей. Госплан хочет много грузовиков — он их получит!

Интересный факт:

Нагрузка на ось новых большегрузов не должна была превышать шести тонн, чтобы не потревожить и без того нежные дороги страны, практически цитируя А.П. Чехова.

Как и в случае с АвтоВАЗом, для проектирования и оснащения нового производства собирались привлечь зарубежные фирмы. Генри Форд II, впечатлившись участием деда в судьбе Горьковского автозавода, горел желанием помочь. Германский концерн Daimler-Benz AG тоже был не прочь поучаствовать в проекте, оставалось лишь договориться о процентной ставке по кредиту.

Кто был против, так это КоКом — Координационный комитет по экспортному контролю во главе с США, который пресекал перемещение передовых технологий в СССР и страны «восточного блока». Однако авантюра с возведением советского завода-гиганта помогла бы США улучшить свой платёжный баланс на полмиллиарда долларов. Возникла некоторая интрига.

Официальная советская делегация на заводе Mack в США, 17 июня 1971 года

Неожиданно ЦРУ выдало заключение: Камский автозавод не будет выпускать военных автомобилей, а значит путь к сотрудничеству открыт. В мае 1971-го основным консультантом Камского проекта стал американский производитель грузовиков Mack Trucks Inc. На горизонте появились контракты на $700 млн.

Интересный факт: советская закупочная комиссия снимала офис в Нью-Йорке в небоскрёбе американской автомобильной корпорации General Motors.

КамАЗы рождались на ЗИЛе и поначалу носили обозначение ЗИЛ-170

Всё, естественно, пошло не по плану. «Ястребы» из администрации Никсона исправно вставляли КамАЗу палки в колёса, а в СССР спешили и возводили завод в чистом поле без проектной документации, практически «на глазок». В итоге ни одна западная фирма не взялась стать генеральным подрядчиком проекта, и семейство будущих большегрузов разрабатывали всем миром. В оснащении завода участвовало более 700 иностранных фирм, производством руководил московский завод ЗИЛ совместно с НАМИ, МАЗом, БелАЗом и Одесским автосборочным заводом, дизель создавали на Ярославском моторном заводе при помощи французской Renault. Но стоимость американских контрактов в результате происков «ястребов» не превысила $200 млн, а возведение Камского комплекса затянулось ещё на два года и обошлось стране в 4,7 миллиарда рублей (по другим данным — в 4,9 млрд руб).

Интересный факт: поначалу ни у завода, ни у будущего большегруза не было названия. Завод называли КАЗом, а грузовик предлагали назвать «Батыром» — богатырём, по-татарски.

Принимай, Родина, подарок XXV съезду КПСС!

16 февраля 1976 года в 12:05 с конвейера Камского автозавода сошёл большегруз КамАЗ-5320 из первой промышленной партии. Толпа рабочих, наладчиков и строителей ревела: «Ура!», «Да здравствует!» и даже «Шайбу, шайбу!»

Интересный факт: когда после первых побед на ралли-рейде «Париж—Дакар» о КамАЗе узнали на Западе, журналисты читали марку грузовика как «Кама-Три». Много позже марку стали писать латиницей: KAMAZ.

Запуск челнинского автогиганта сыграл важнейшую роль в развитии экономики СССР, только спустя четыре года выяснилось, что в своих расчётах по увеличению перевозок Госплан несколько ошибся, и столько грузовиков стране попросту не нужно. Но давать задний ход было уже поздно.

Самосвал КамАЗ-5511 — первая самостоятельная разработка конструкторов из Набережных Челнов

Интересный факт: в 1982 году Свердловская киностудия сняла боевик «Найти и обезвредить», где в развязке сюжета участвует КамАЗ-5320. И герой за рулём КамАЗа тягается с преступником за рулём ЗИЛ-133ГЯ.

Так страна и получила огромное количество большегрузов, которые спустя 45 лет успели эволюционировать в электромобиль «Кама-1» — его, кстати, уже вовсю сравнивают с Теслой. Неисповедимы пути КамАЗа!

И нам по пути!

сайт Музей Транспорта Москвы

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе