В столице Китая проживает более 21,5 миллионов жителей, на которых приходится порядка 6 миллионов машин. Большая часть из них принадлежит частным лицам. И хотя в Пекине действует довольно серьезное ограничение – перед тем, как приобрести автомобиль, его будущий хозяин должен купить или арендовать постоянное машиноместо – парковок на улицах города не хватает.
Сегодня в Пекине существует около 1,7 миллионов обозначенных машиномест на более чем 6100 парковках (уличных и внеуличных). При этом ежегодно власти страны увеличивают число парковочных мест на несколько десятков тысяч, стремясь догнать быстрый рост числа автовладельцев.
Так, парковка машин у тротуаров разрешена практически повсеместно, однако в большинстве случаев является платной. Ее стоимость колеблется в зависимости от района, и зачастую цена возрастает каждый час. Например, парковка в пределах Третьей кольцевой автодороги стоит $1,45-2,17/1 час (100-150 руб. в час). В некоторых районах парковки на улице формально вообще не существует, в связи с чем хаотичная парковка является обычным явлением.
Штраф за парковку в неположенном месте в среднем составляет около 30$ или 200 юаней (примерно 2300 руб.) в зависимости от вида нарушения. Минимальный штраф составляет 21$ (примерно 137 юаней или 1600 руб.), причем автомобиль обычно не эвакуируют, а просто прикрепляют талон со штрафом на лобовое стекло.
Так как это Китай, одним штрафом нарушение здесь не ограничивается. В Поднебесной есть специальная система «рейтинга доверия», от которой зависит социальная жизнь китайцев. Если гражданин ведет себя асоциально – например, совершает мелкие правонарушения, в том числе, получает штрафы – его рейтинг доверия падает. Это значит, что ему сложнее будет найти нормальную работу, получить кредит или льготы и так далее. Поэтому штраф за неоплату парковки для китайского водителя – это не только удар по кошельку, это урон для социального рейтинга.
До 2019 года оплата парковки могла взиматься специально нанятыми контролерами. Автомобилист платил наперед за то количество часов, которое планировал парковаться. При этом с контролером часто можно было договориться о скидке, а квитанцию получить по запросу.
У многих контролеров имелся установленный их руководителями фиксированный целевой доход. Все доходы сверх целевого показателя шли контролерам в карман как чаевые. В результате городские власти не получали от операторов парковок данных о спросе, занятости и обороте и поэтому не имели данных для обоснования политики размещения платных парковок и величины цен на нее.
Однако с 2019 года оплата парковки осуществляется также через мобильное приложение Beijing Transport. Проверка оплаты работает на основе распознавания номеров, аккаунт также привязывается к главной китайской социальной сети WeChat. Теперь оплатить парковку автомобилисты могут в течение 30 дней с момента выезда с места.
Если вдруг вы окажетесь в Пекине, разобраться с оплатой будет просто. Рассказываем о том, как совершить платеж через приложение Beijing Transport:
1. Загрузите приложение Beijing Transport, выполнив поиск в загрузчике приложения (北京交通, или Běijīng jiāotōng)
2. Откройте приложение и нажмите на первую иконку автомобиля в левом верхнем углу "ο路停车" (dàolù tíngchē, придорожная парковка)
3. Войдите в свою учетную запись WeChat, нажав на значок WeChat в левом нижнем углу. Вы можете защитить свою учетную запись, введя номер телефона и проверочный код, пришедший на него.
4. После того, как вы ввели номер и код, вы будете перенаправлены на страницу оплаты парковки. На ней необходимо нажать на третий значок “临时代缴" (línshí dài jiǎo, одноразовый платеж)
5. Введите номер вашего автомобиля. После этого отобразится сумма платежа, чтобы вы могли провести оплату с помощью WeChat Pay или Alipay
6. Готово! Вы заплатите за парковку, не задаваясь вопросом, не обманул ли вас фиктивный сборщик. Но будьте внимательны и не задерживайте оплату: если вы не оплатите сбор в течение отведенного времени, транспортное управление отправит вам текстовое напоминание. Если плата просрочена более, чем на 30 дней, то вам грозит штраф в размере от 200 до 1000 юаней (примерно 11500 руб.).
Для парковки вне улицы, то есть в специальных гаражах, существуют более упорядоченные системы (хотя чаще всего это зависит от типа гаража). Например, наиболее современные многоместные гаражи оборудованы табло, показывающим занятость парковки в режиме реального времени у входа в помещения. Некоторые гаражи подключены к табло, которые находятся на улицах. Другие – имеют двух- или трехуровневую механическую структуру парковки.
Оплата в гаражах производится наличными или с помощью магнитной карты. Сумма рассчитывается исходя из продолжительности парковки – магнитная карта считывается при въезде в гараж и выезде из него. В большинстве случаев на таких парковках места можно арендовать на длительный срок.
И еще…
Относительно недавно в Китае начали активно использовать вот такие двухъярусные механические парковки. Они просты в эксплуатации и их можно ставить на улице. Удобно для семей с двумя автомобилями. В китайских интернет-магазинах такое устройство стоит от $1300 (99 000 рублей).