20 мая 2021

Парковочная система Стамбула

Стамбул по праву занимает третье по популярности место в Европе среди туристических направлений. Экономический, культурный и исторический центр Турции – он хоть и не является столицей, но ежегодно принимает более 10 миллионов гостей со всего света.

В Стамбуле, как и в других туристических городах Турции, высокая плотность населения – примерно 2500 человек на квадратный километр, а всего в городе проживает 15,5 миллионов жителей. Поэтому развитие транспортной системы города, а особенно развитие системы парковок, власти города считают приоритетной задачей. 

В Стамбуле есть несколько видов парковок: «стихийные», частные и муниципальные парковки Ispark, которые, в свою очередь, еще имеют несколько типов, но об этом позже. Кстати, на всех видах парковок ограничение по времени отсутствует. Однако если машина простоит слишком долго и будет очевидно не востребована, то ее эвакуируют на специальную стоянку.

По турецкому законодательству эвакуированное транспортное средство возвращается водителю только в том случае, если он оплатит все понесенные расходы на отбуксировку машины, то есть 120 лир (1000 рублей). Кроме этого, придется оплатить и время парковки на спецстоянке (15 лир в день или же 130 рублей) и штраф за само нарушение, который идет в казну государства – в среднем это 144 лиры (1200 рублей). Итого водителю, автомобиль которого попал на спецстоянку, придется заплатить не менее 279 лир (2500 рублей).

Бесплатно припарковаться в «карманах» рядом со зданиями, на обочинах дорог, возле супермаркетов и торговых центров, а также при некоторых парковых зонах может любой автомобилист. Такие парковки считаются «стихийными» - ведь главное найти удобное место, которое может быть, по сути, где угодно. 

Источник: https://varlamov.ru/3150039.html 

Частные парковки размещены по всему городу или находятся на территориях гостиниц, бизнес-центров и торговых центров. Их территория охраняется и бесплатно припарковаться не получится. Частные парковки почти всегда имеют несколько свободных мест, однако цена на них значительно выше, чем на муниципальных – примерно 10–12 лир (100–120 рублей) в час.  Чтобы найти частную парковку, можно воспользоваться онлайн-картами: необходимо ввести в поисковик запрос «Otopark» и проследовать по построенному маршруту.

За городские парковки Стамбула отвечает Ispark – подведомственная организация муниципального совета города. Она была создана в 2005 году для развития культуры паркинга и снижения плотности транспортного потока. Организация не просто администрирует 95 000 машиномест, но и призывает комбинировать виды передвижения (например, оставлять автомобиль на перехватывающей парковке, пересаживаясь на общественный транспорт). 

Источник: https://www.sonhaber16.com/ispark-degnekcilerin-ikinci-operasyon/ 

Разница цен на парковку зависит от района города, в котором паркуется автомобиль. Самым дорогим районом считается Чемберлиташ, а самым дешевым – Багджылар. В Чемберлиташе, например, парковка до двух часов стоит 13 лир (113 рублей) в час, а оставить автомобиль на сутки обойдется в 40 лир (350 рублей). В то же время в Багджыларе парковка до двух часов будет стоить 7 лир (61 рубль), а сутки – 16 лир (140 рублей). На всех парковках сумма уменьшается с увеличением времени парковки (первые два часа – самые дорогие), а на многих действует правило – первые 15 минут стоянки бесплатно.

В Стамбуле люди с инвалидностью могут останавливаться на придорожных парковках бесплатно на 3 часа в день, а на многоуровневых и перехватывающих – 8 часов в день. Если владелец автомобиля превысит это время, то плата будет взиматься по обычному тарифу.

Парковка также бесплатна для ветеранов боевых действий и родственников шахидов (мучеников, погибших на войне во имя религии). Они бесплатно пользуются придорожными, многоуровневыми и перехватывающими парковками при условии, что номер их транспортного средства зарегистрирован в системе Ispark.

Для жителей Стамбула или для туристов, проживающих в городе длительный срок, предусмотрены парковочные абонементы. Туристические абонементы действуют на туристических парковках (Ispark выделяет их отдельно), а приобрести абонементы можно на месте. Цены зависят от расположения стоянки.  В Чемберлиташе абонемент на месяц парковки для туристов будет стоить 800 лир (почти 7000 рублей). А парковаться месяц в Багджыларе местному жителю обойдется всего в 41 лиру (357 рублей), что почти в 20 раз меньше самой дорогой муниципальной парковки!

Оплатить парковку или купить абонемент можно обратившись к контролеру (за наличные деньги) или с помощью приложения Ispark (онлайн). Когда автомобиль припаркуется, к нему подходит инспектор и выписывает чек: на нем указаны время (которое вы оговорите заранее) и сумма оплаты. В случае задержки инспектор сам назовет стоимость, которую следует доплатить.

Кстати, контролерами работают не только мужчины. На сегодняшний день в Ispark работает 113 женщин. По словам представителей компании, за последнее время в Ispark поступило более тысячи заявок на работу от женщин. 

Источник: https://ispark.istanbul/haberler/isparkta-kadin-istihdami-her-gecen-gun-artiyor/ 

Приложение Ispark помогает не только оплатить, но и найти ближайшие свободные парковки. В нем хранятся данные об автомобиле и парковочных сессиях, история платежей, дебетовые карты плательщика и карта парковок и маршрутов к ним. Чтобы найти свободное место на ближайшей парковке, необходимо включить передачу своей геолокации: приложение покажет ближайшие парковки, количество свободных мест на них, а также проложит удобный маршрут. 

Неоплата парковки чревата тем, что должнику могут отказать в последующих парковочных сессиях. Дело в том, что все данные об автомобиле, времени и оплатах фиксируются в системе – и долг, в случае его наличия, будет непременно показан инспектору, который запретит автомобилю парковаться. К тому же автомобиль с неоплаченными штрафами сложнее продать: при сделке часть прибыли продавца будет изъята на погашение долгов. 

Если автомобилист оставит машину в месте, где парковка запрещена, его ждет штраф более чем на 100 лир (900 рублей). Если же автомобилист припарковался на месте для инвалидов без специального разрешения, то штраф будет еще выше и составит 215 лир (1900 рублей). Если нарушитель оплачивает штраф в течение 15 суток с момента его получения, то ему предоставляется скидка в 25% от общей суммы штрафа.

Проверить штрафы можно на сайте Ispark. Система похожа на московскую: достаточно ввести номер автомобиля и код безопасности. 

Долги можно погасить, обратившись в платежные центры Ispark, через терминал в зонах парковок или онлайн. Если автомобилист не согласен со штрафом, он может обжаловать его: для этого необходимо воспользоваться формой обратной связи  на ispark.istanbul/contact или позвонить в службу поддержки клиентов.

В Стамбуле используется несколько типов парковок: многоуровневые, технологические, перехватывающие, придорожные.

Многоуровневые парковки бывают как наземными, так и подземными. Если они размещены под землей, то на их крыше, обычно, высаживают газон и располагают детские игровые площадки или творческие мастерские, коворкинги. 

Источник: https://ispark.istanbul/projeler/katli-otoparklar/ 

Технологические парковки чаще всего являются открытыми и благодаря системе лифтового поднятия автомобиля удваивают возможное количество припаркованных машин. Как и многоуровневый, такой тип парковок в основном сосредоточен в районах интенсивного движения и высокой загруженности. 

Источник: https://ispark.istanbul/projeler/teknolojik-otoparklar/

Перехватывающие и придорожные парковки похожи по своему устройству на парковки Москвы. Плюсом перехватывающих парковок, по словам властей города, является минимализация ущерба экологии и экономическая выгода для автомобилистов. Водители не должны часами блуждать в пробках, увеличивая выбросы углекислого газа в окружающую среду. Меньший расход топлива ежегодно предотвращает около 700 тонн выбросов в окружающую среду, позволяет экономике дополнительно получать около 15 миллионов турецких лир (130 800 000 рублей) за оплату этого типа парковки, а водителям экономить деньги.

Кроме этого, Ispark установил 12 зарядных станций для электромобилей и создал несколько бесплатных велосипедных стоянок. По мнению муниципалитета города, это способствует сокращению дорожного движения, здоровому образу жизни жителей и быстрой транспортировке.

План развития парковочной системы Стамбула отражен в двух документах муниципалитета – в «Стратегическом плане развития города 2020–2024» и в «Генеральном плане парковок в Стамбуле».

В «Стратегическом плане развития города 2020–2024», например, выдвинуто предложение о том, что для должников по оплате парковки должны быть предусмотрены административные штрафы, а транспортные средства им запретят продавать или передавать в пользование третьим лицам.  

Несмотря на все предпринимаемые меры, парковочных мест все равно недостаточно – сказывается постоянный рост числа туристов и количества транспортных средств на душу населения. Поэтому по инициативе властей города Ispark реализует проект «Генеральный план стоянки в Стамбуле». Его цель – увеличить имеющуюся вместимости парковок и перераспределить их по районам Стамбула. Это позволит снизить нагрузку на популярные районы равномерно распределить ее по всему городу. 

Источник: https://ispark.istanbul/projeler/otopark-master-plani/Интересные факты о парковке в Стамбуле 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе