В столице завершается первый этап реформы наземного транспорта. 211 маршрутов во всех округах, кроме Зеленограда и ТиНАО, передали частным компаниям, которые выпустили на линии новые синие автобусы. Водители обязаны принимать городские билеты и соцкарты, останавливаться на всех остановках и ездить со скоростью не выше 60 километров в час. Руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков рассказал в интервью mos.ru, как город работает с претензиями пассажиров обновлённой транспортной системы, когда в новых автобусах появятся турникеты, а на остановках — точное расписание каждого маршрута.
— Сергей Сергеевич, в чём заключалась реформа и в чём вы видите её преимущества для пассажиров?
— Основная цель реформы — навести порядок в пассажирских перевозках. Чтобы не было устаревших автобусов, водителей, которые ради выручки рискуют жизнями пассажиров. Чтобы все перевозчики работали по единым тарифам, а льготники и маломобильные пассажиры могли пользоваться транспортом наравне с остальными.
— Все городские автобусы в Москве принимают билеты столичного тарифного меню и соцкарты?
— Хочу подчеркнуть, что реформа не затронула маршруты частников в Зеленограде и ТиНАО. В остальных округах — да, в любом автобусе можно расплатиться «Тройкой» или другим городским билетом. Это обязательное требование государственного контракта.
Кроме того, теперь при оплате проезда учитываются социальные льготы. Например, школьники и студенты за девять учебных месяцев в среднем смогут сэкономить около 12 тысяч рублей. Сейчас они ездят по социальной карте за 240 рублей в месяц, а раньше тратили около 1500. На сэкономленные деньги можно девушку в кино сводить.
— Сколько маршрутов сейчас работает в Москве?
— Порядка 740 маршрутов Мосгортранса и 211 маршрутов частных перевозчиков, которые перешли на государственный контракт.
— А нелегальные перевозчики в городе остались?
— По нашим подсчётам, нелегально работает около 70 компаний, это и городские маршруты, и межрегиональные, и даже международные. Благодаря реформе на городских маршрутах стало легко отличить нелегалов. Городские автобусы либо синего цвета, либо на передней части у них размещён логотип Мосгортранса. Остальные нелегальные.
Не все с этим согласились. Некоторые даже подали в суд. Недавно было решение арбитражного суда по искам некоторых перевозчиков. Все иски отклонены.
— В новых автобусах не установлены турникеты. Как вы боретесь с зайцами?
— Прибавилось работы нашим контролёрам — теперь они работают на маршрутах и Мосгортранса, и частных перевозчиков. На маршрутах частников за неделю в среднем ловят около 350 зайцев. Штраф за безбилетный проезд — 1000 рублей, а за использование чужой социальной карты — 2500 рублей.
Скоро в новых автобусах установят турникеты. Экспериментальная партия заработает уже в этом месяце, а до конца года турникеты поставят во всех автобусах большой и средней вместимости.
— Не пора увеличивать штат контролёров?
— Да, в следующем году мы планируем выйти с таким предложением. Особенно с учётом распространения новой транспортной модели на Зеленоград и ТиНАО.
— А когда новая транспортная модель распространится на весь город?
— Чтобы сформировать маршрутную сеть, нужно точно понимать, как устроена инфраструктура каждого района. Иначе можно неправильно проложить маршрут — и случится транспортный коллапс. Так что пока мы внедряем реформу в старой Москве, а в следующем году возьмёмся за Зеленоград и ТиНАО.
— Будут ли какие-то отличия?
— Нет, принцип абсолютно такой же. Мы переводим частных перевозчиков на единый стандарт: все они должны закупить новый транспорт, принимать к оплате городские билеты, учитывать социальные льготы, ходить по расписанию, останавливаться строго на остановках и соблюдать скоростной режим. Это основное.
— После реформы многие москвичи жаловались на то, что новые автобусы стали ходить реже, интервалы сильно увеличились…
— Был такой период, когда в Москве только запустились маршруты частников по новым стандартам. При этом те, кто работал по старой схеме, также продолжали возить пассажиров. Мы специально дали людям время привыкнуть к новым маршрутам, ведь где-то изменились номера, где-то — трасса.
Мы отрабатываем каждое обращение и на каждое по закону обязаны ответить. При Департаменте транспорта создана рабочая группа, которая рассматривает обращения от граждан и следит за работой перевозчиков. За полтора месяца на 151 маршруте сократили интервалы, на маршруты дополнительно выпущено 174 автобуса, по пяти маршрутам изменены трассы следования и добавлено 13 новых остановок. Будем работать в таком режиме, пока не убедимся, что маршрутная сеть удобна для всех.
— Сколько обращений вы должны получить, чтобы, к примеру, сделали новую остановку?
Мы отрабатываем каждое обращение и на каждое по закону обязаны ответить. С 15 августа рассмотрели более 1600 обращений. Сейчас мы настроены отладить систему как можно быстрее, поэтому по проблемным точкам обычно всё решаем в течение недели.
Госконтракты предусматривают возможность увеличить количество автобусов на маршруте на 10 процентов. Этот ресурс мы сейчас активно используем.
— А можете привести конкретные примеры, как изменились маршруты после таких обращений?
— Конечно. Например, на маршруте № 76к («Станция метро “Владыкино”» — «Улица Большая Марфинская») мы увеличили число рейсов с 68 до 93 в будни и с 57 до 85 в выходные. Кроме того, по просьбам пассажиров продлили режим работы почти на два часа (в 00:13 от метро «Владыкино» отправляется последний рейс).
На маршруте № 169к («Саратовская улица» — «Метро “Выхино”») мы заменили автобусы малой вместимости на большие, вывели дополнительный транспорт и таким образом сократили интервал движения до 10 минут.
Примеров приводить можно много. Госконтракты предусматривают возможность увеличить количество автобусов на маршруте на 10 процентов. Этот ресурс мы сейчас активно используем.
— А это касается всех маршрутов?
— Да, мы работаем в тесном контакте с коллегами из Мосгортранса. Все маршруты наземного транспорта — и частные, и муниципальные — это единая система. И мы её сейчас адаптируем под нужды горожан.
Все радовались скорости до первого ДТП. Сейчас перевозчики обязаны соблюдать скоростной режим — не более 60 километров в час. И высаживать пассажиров могут только на обозначенных остановках.
— Одна из претензий пассажиров к новым автобусам — снижение скорости. Например, за светофором следует остановка, а потом опять светофор. В итоге на путь, который занимал 10 минут, теперь тратится полчаса. Можно ли как-то ускорить новый общественный транспорт?
— Вы помните, что раньше автобусы частников называли капсулами смерти? В том числе из-за скорости, конечно. Вспомните, как они раньше ездили. Водители резко маневрировали: разгонялись, тормозили, перестраивались из ряда в ряд, при этом пассажиры часто получали травмы. Но пожаловаться было некуда — ведь людям даже билета не выдавали. Страховки жизни и здоровья тоже в большинстве случаев не было. Все радовались скорости до первого ДТП. Сейчас перевозчики обязаны соблюдать скоростной режим — не более 60 километров в час. И высаживать пассажиров могут только на обозначенных остановках. Движение автобусов стало упорядоченным.
Кроме того, после реформы транспорт работает по расписанию, которое можно скорректировать. На намеренную медлительность водителя можно пожаловаться в контакт-центр «Московский транспорт» по номеру 3210 (с мобильного) или оставить обращение портале transport.mos.ru.
Мы каждый день корректируем графики движения автобусов, поэтому на некоторых остановках нет расписания. До конца года мы завершим эту работу и разместим таблички на всех остановках
— Но у коммерческих автобусов по-прежнему нет такого расписания, как у Мосгортранса, когда известно, во сколько автобус будет на каждой остановке. Когда оно появится?
— Это временные неудобства. Мы каждый день корректируем графики движения автобусов, поэтому на некоторых остановках нет расписания. До конца года мы завершим эту работу и разместим таблички на всех остановках.
Новые автобусы уже отображаются в приложении «Яндекс.Транспорт». Для удобства можно пользоваться им. До конца года прогноз прибытия транспорта начнёт отображаться на электронных табло, которые размещены на остановках. В Москве более 500 таких табло.
— А какая ответственность предусмотрена для коммерческих перевозчиков за несоблюдение интервалов? Есть ли уже те, кто был наказан за нарушения?
— Все перевозчики стараются соблюдать условия контракта, потому что за каждое нарушение приходится платить. Конечно, бывают случаи, когда автобус немного отстаёт от расписания, например из-за пробок. В мегаполисах это неизбежно. А в целом компании очень пунктуальны: по данным Центра организации дорожного движения, более 90 процентов рейсов производится по расписанию.
— Появится ли в новых автобусах Wi-Fi, как в Мосгортрансе и метро?
— Честно скажу, в этом году Wi-Fi не появится. Сейчас наша задача — обеспечить бесперебойную работу каждого маршрута. Как только решим эту задачу, можно дальше повышать качество сервиса.
— Планировалось, что в новых автобусах установят камеры видеонаблюдения. Заработала ли эта система?
— Да, система работает с первого дня запуска новых маршрутов. По две камеры размещено спереди и сзади на автобусе, они снимают происходящее на дороге. Есть камера, которая направлена на кабину водителя. В основном мы смотрим записи для проверки его работы, например, выдаёт ли он билеты. Иногда пассажир сам отказывается брать билет, даже если водитель кричит ему через весь салон. В таком случае водителя мы не наказываем.
— Какие самые частые нарушения допускают перевозчики?
— Очень часто бывает, что водитель не выдаёт билет, а просто берёт с пассажиров деньги, как это было до реформы. Мы даже специальные рейды стали проводить, чтобы находить таких и наказывать. С 1 августа за это нарушение оштрафованы 162 водителя.
— Они обычно говорят, что билеты просто закончились. Такое возможно?
— В большинстве случаев это уловки водителя. Благодаря валидаторам нам известен пассажиропоток на маршруте и количество билетов для продажи.
Пассажиры должны понимать, что билет нужно требовать и сохранять до конца поездки. Во-первых, если придёт контролёр, а пассажир без билета, то ему выпишут штраф — 1000 рублей. А во-вторых, это страховка здоровья и жизни пассажира в случае ДТП.
— А как отбирают водителей для новых автобусов? Сообщалось, что многие после реформы остались без работы.
— Прошёл определённый отсев водителей, но небольшой. На новых автобусах получили работу около 5,5 тысячи человек, выбрали лучших. В целом перевозчики сами устанавливают требования для водителей. Но главные условия — опыт работы в большом городе и езда без аварий.
— А женщины-водители работают на новых маршрутах?
— Женщины очень ценятся. Потому что их немного, но они самые дисциплинированные водители. Сейчас они работают на 10 маршрутах наших крупнейших перевозчиков — «Трансавтолиза» и таксомоторного парка № 20. Причём разброс возрастов — от 30 до 50 лет. Пассажиры удивляются, некоторые мужчины даже хотят познакомиться. Есть мнение, что транспортом должен управлять мужчина, но это просто стереотип. Реформа для того и проводится, чтобы избавиться от устаревших клише.