Первоначальный проект составили известные архитекторы братья Леонид, Виктор и Александр Веснины. По их задумке «Павелецкая» была схожа по конструкции со станцией «Маяковская» — колонной трехсводчатой.
Планировалось разместить 14 смальтовых мозаик на своде центрального зала. Их должны были поместить прямо на своде, без углублений и куполов, что способствовало лучшему просмотру мозаик.
В 1942 году готовые мозаики, которые изготовил в блокадном Ленинграде художник Владимир Фролов, доставили в Москву. Но металлоконструкции для «Павелецкой» остались в Днепропетровске, на временно оккупированной территории.
К сожалению, реализовать задумку в условиях войны оказалось невозможно. Станцию построили по измененному проекту архитекторов Николая Князева и Алексея Душкина без центрального зала — работали только путевые залы. А мозаики разместили на соседней станции «Новокузнецкая». В итоге «Павелецкую» открыли в ноябре 1943 года.
После войны станцию перестроили по проекту, близкому к первоначальному. К 1959 году «Павелецкая» приняла современный вид, став колонной станцией. Однако в южном торце станции сохранился участок с первоначальными пилонами. Вы наверняка замечали, насколько они отличаются от колонн центрального зала. Теперь вы знаете почему.
На фото проект станции. Изначально ее хотели планировали назвать «Донбасская».
Больше интересных историй — в канале Мир Метро.