Самый протяженный из них – маршрут автобуса Н1 – связал юго-запад города с аэропортом Шереметьево. Длина его трассы – 58 километров. С запуском этого маршрута пассажиры получили возможность круглосуточного доступа в крупнейший аэропорт столицы, а стоимость такой поездки существенно ниже стоимости проезда в такси или даже на аэроэкспрессе. Стоит отметить, цена билета на ночные маршруты не отличается от проезда в общественном транспорте в дневное время.
Другой маршрут, стартовавший в те же дни – троллейбус N15, трасса которого соединяет север и юг города. В свою очередь, трамвай N3 связывает район Чертаново Южное с Павелецким вокзалом и Бульварным кольцом столицы. Не был обойден вниманием и центр Москвы – здесь знаменитый троллейбус «Б», ласково именуемый среди горожан «Букашкой», стал курсировать по Садовому кольцу в круглосуточном режиме.
Спустя 3 месяца, 13 декабря 2013 года, в Москве стартовали еще три ночных маршрута: автобусы Н2 и Н3, а также стал круглосуточным популярный среди москвичей троллейбус N63, связывающий центр города и Выхино.
Маршрут автобуса Н3 берет начало на востоке столице в районе Гольяново и проходит до Лубянской площади. Там же заканчивается маршрут автобуса Н2, который следует с запада Москвы от Беловежской улицы.
Таким образом, сегодня на карте столицы ночные маршруты Мосгортранса образуют радиальную сетку с пересечением в центре города – на Садовом кольце, соответственно, либо на Лубянской площади.
Нынешнее ночное движение – не первый опыт столичных транспортников, ранее в Москве уже были опробованы схемы организации ночного пассажирского транспорта – в 2004 и 2005 годах по столице курсировали несколько таких специальных маршрутов, однако проект себя не оправдал и вскоре был закрыт.
Но время не стоит на месте, и в 2013 году руководство столичной транспортной отрасли, опираясь на опыт крупных городов мира, решило возродить систему ночных перевозок, чтобы сделать движение в городе более комфортным и доступным даже в позднее время.
Новый оптимизированный эксперимент оказался более удачным – с момента запуска ночными маршрутами воспользовалось почти 600 тысяч человек, а за ночь столичный наземный транспорт перевозит в среднем 1800 человек. Сегодня в Москве действуют 8 ночных маршрутов: три автобусных, четыре троллейбусных и один трамвайный, которые обеспечивают доступ горожан практически в любую часть города. Их совокупная длина составляет 180 км.
«Я работаю на маршруте «Н3» с января этого года, а сам маршрут запустился только в декабре 2013, так что я на нем практически с момента основания, – рассказывает Виталий Фролов, водитель 10-го автобусного парка. – Первые несколько месяцев пассажиров было маловато, может быть, потому что была зима, или из-за того, что еще слишком мало горожан знали о маршруте. Сейчас у нас появились уже постоянные клиенты, те, кто пользуются нашими услугами почти каждую неделю. Но до сих пор не обходится без забавных случаев: название маршрута у некоторых пассажиров вызывает затруднения – я слышал самые разные варианты произношения, например: «аш-три» или «эн-зэ», как «неприкосновенный запас», и другие».
Самый большой пассажиропоток водители замечают в праздничные дни. Когда в Москве проходят церковные праздники, среди пассажиров бывает много пожилых людей, но чаще на ночных маршрутах ездит, конечно, молодежь. Летом это любители прогулок на свежем воздухе, посетители различных фестивалей и просто горожане, гуляющие по обновленной пешеходной Москве. Особенным спросом ночной транспорт пользуется во время проведения культурно-массовых мероприятий: «Ночь в музее» или «Ночь в библиотеке». В другое время года ночные перевозки пользуются большой популярностью у любите-лей клубов и поздних киносеансов.
«Мне очень нравится работа водителя на ночных маршрутах: никаких пробок, стрессов, Москва пустая, дороги свободные, да и люди все радостные и веселые – отдыхают! – поделился Алексей Сухоруков, еще один водитель 10-го автобусного парка. – Изредка попадаются и агрессивные граждане, но это скорее исключение, как и безбилетники. Чаще пассажиры радуются возможности добраться до дома на общественном транспорте, удивляются, что проезд стоит столько же, сколько днем, и есть возможность зайти по любому проездному билету».
Ночные маршруты ГУП наземного городского транспорта столицы:
• Автобус No «Н1» «Озерная ул. – Аэропорт «Шереметьево»
Интервал движения – 30 мин
• Автобус No «Н2» «Беловежская ул. – Лубянская пл.»
Интервал движения – 30 мин
• Автобус No «Н3» «Уссурийская ул. – Лубянская пл.»
Интервал движения – 30 мин
• Троллейбус No 63 «138-й кв. Выхина – Лубянская пл.»
Интервал движения – 30 мин
• Троллейбус No 15 «ВДНХ (южная) – Улица 10-летия Октября»
Интервал движения – 30 мин
• Троллейбусы No «Бк» и «Бч» – маршруты, следующие в обоих направлениях Садового кольца
Интервал движения – 15 мин
• Трамвай No 3 – ул. Академика Янгеля – м. «Чистые пруды»
Интервал движения – 30 мин