Страницы истории
Пресненский трамвайный парк был построен в столице 105 лет назад – в 1909 году, однако отсчет его существования пошел намного позже – через 10 лет, в 1919-м. Изначально парк рядом с Ваганьковским кладбищем был рассчитан на 126 вагонов, ввод его в эксплуатацию намечался на 1914 год, но планам московского руководства помешала Первая мировая война. Территория парка на несколько лет была переоборудована под эвакогоспиталь. Потом, в 1919 году парк стал использоваться как ремонтная зона для сломанных трамвайных вагонов, которые во множестве накопились на Ходынском поле за время войны и революции. Уже осенью того же года Пресненский трамвайный парк начал выпуск на линии первых трамваев. С этого момента и идет отсчет истории предприятия. Свое нынешнее имя – Краснопресненское трамвайное депо ‒ предприятие получило в 1925 году в честь революционных событий начала века на Красной Пресне.
Накануне Великой Отечественной войны более 1500 сотрудников депо обеспечивали выпуск на линию 102 моторных и 89 прицепных вагонов. В годы войны большинство мужчин-сотрудников предприятия ушли на фронт, а в депо их сменили работницы кондитерских и швейных фабрик. После 1-2 месяцев усиленной учебы, в сложных военных условиях, в бомбежках и при светомаскировке они ежедневно выводили трамваи на линию, а также перевозили продукты и боеприпасы. Некоторые цеха депо выполняли оборонные задания.
В конце 60-х в депо началось активное обновление подвижного состава – стали приходить из Чехословакии первые Татры Т-3. В 1989 году из ворот депо ежедневно выходили на линию 207 вагонов Т-3, которые за сутки проходили 43 тысячи километров, совершали 2600 рейсов. Ежедневно водители депо перевозили около 300000 тысяч пассажиров.
Масштабный переезд
1999-й год ‒ год 80-летия предприятия ‒ стал также и годом его второго рождения: в декабре вышло постановление Правительства Москвы № 1144 о переносе депо на новую площадку – в Строгино. Все началось с подготовки и согласования документации – в короткие сроки инженеры предприятия и сотрудники «МосгортрансНИИпроект» создали проект нового высокотехнологичного передового транспортного предприятия. На месте нынешнего депо в Строгино в те годы была большая свалка, и пришлось потратить несколько месяцев на расчистку территории. В мае 2002 года инновационное депо было готово к работе, однако сложности на этом не заканчивались ‒ сотрудникам предстояло перебазировать огромное транспортное предприятие без отрыва от производства. Переезд в Строгино с Красной Пресни состоялся 25 мая 2002 года ‒ за один день весь подвижной состав своим ходом перебрался на новую площадку, при этом продолжая обслуживать городские маршруты. Уникальность этого транспортного предприятия подтверждает еще и тот факт, что депо имеет изолированную контактную сеть. В 2002 году, сразу после переезда, в связи со строительством транспортной развязки третьего транспортного кольца и снятием трамвайной линии по Беговой улице, сеть Краснопресненского депо оказалась полностью отрезана от остальной трамвайной сети в городе. В настоящее время перевозка трамвайных вагонов из Краснопресненского депо в другие осуществляется с помощью специального автоприцепа. На территории филиала даже оборудована специальная эстакада для погрузки трамвайных вагонов.
Наши дни
Краснопресненское трамвайное депо, несмотря на свой почтенный возраст, и в 21 веке держит высокую марку ‒ это передовое транспортное предприятие столицы, которое оснащено по последнему слову техники. Территория депо имеет площадь ‒ 9,2 гектара, из которых более 6 га расположены под открытым небом. Чтобы сотрудникам было легче управлять расстановкой подвижного состава на такой площади, в депо продумана уникальная система управления стрелочными переводами. Над открытой площадкой предприятия нависает диспетчерская «рубка», как в аэропорту, с которой круглосуточно ведется наблюдение за передвижением транспорта по территории. Каждый трамвайный вагон оборудован специальными датчиками, и как только он проходит въездные ворота, оператор видит его у себя на дисплее, идентифицирует, выстраивает ему путь на стоянку и с помощью специальной компьютерной программы переводит стрелки. Линейный водитель покидает транспортное средство, как только въезжает на территорию депо, а дальше за дело берётся водитель-перегонщик. Также автоматические стрелочные переводы оборудованы датчиками температуры и дождя: если на улице осадки или холод, у них автоматически включается подогрев, и таким образом, они в любую погоду готовы к эксплуатации без дополнительных затрат и усилий. Это огромное преимущество и подспорье в работе депо, так как в Москве продолжительные зимы, а чистка стрелочных переводов ‒ это очень трудоемкая и кропотливая работа. Но и это не все технические достижения инновационного предприятия: здесь по высшему классу оборудованы современный ремонтный цех и цех автоматической мойки подвижного состава. Ежедневно из ворот депо на линию выходит более 170 трамваев. На сегодняшний день предприятие обслуживает 10 маршрутов, среднесуточные перевозки по которым в будни составляют более 150 тысяч человек.
В общей сложности на предприятии сегодня трудится более 750 сотрудников, из них 420 – водители, остальные — ремонтные рабочие, вспомогательный и административный персонал. Для нужд работников депо на предприятии оборудована отличная столовая, современный медпункт с новейшим экспериментальным диагностическим оборудованием, а также спортзал, где занимаются те сотрудники, которые, несмотря на напряженный график, стараются поддерживать оптимальную физическую форму.
Трамвай нового поколения УВЗ-PESA
Сегодня в Краснопресненском трамвайном депо свыше 200 единиц подвижного состава ‒ более точную цифру назвать пока невозможно, так как картина меняется ежедневно ‒ идет поступление трамваев нового поколения совместного производства Уралвагонзавода и польского концерна PESA.
В настоящее время они передаются только на баланс Краснопресненского трамвайного депо: его техническая база является наиболее подготовленной для эксплуатации и обслуживания новейшего подвижного состава. В ремзонах, малярном цехе, на мойке ‒ везде есть современное оборудование и высококвалифицированный персонал. Кроме того, ряд преобразований, проведенных специально для приемки новейших вагонов, сделали инфраструктуру трамвайного депо еще более современной. В том числе, чтобы грамотно разместить и правильно эксплуатировать новый подвижной состав, были приобретены новые подъемники и станок для проточки колесных пар.
«На вагонах УВЗ-PESA все другое, есть целый ряд принципиальных отличий от тех вагонов, которые мы привыкли эксплуатировать, здесь всем управляет электроника и гидравлика, но мы справляемся, большая часть водителей, слесарей и мастеров уже полностью владеет навыками по эксплуатации новых вагонов, а остальные будут обучены в ближайшее время», ‒ отмечает начальник цеха по ремонту подвижного состава Валерий Федоткин.
Новые трехсекционные трамваи обладают всеми достоинствами для максимально комфортного проезда пассажиров. Они имеют 100% низкий пол, систему климат-контроля, спутниковую навигацию, высокую шумоизоляцию, а также полностью оснащены необходимым оборудованием для маломобильных пассажиров.
Кроме трамваев нового поколения есть у Крснопресненского трамвайного депо и другие особенные вагоны, которыми гордится весь коллектив Мосгортранса. Именно здесь находится один из самых знаменитых ретроэкспонатов столичного транспорта ‒ вагон конки, который ежегодно выставляется на значимых городских мероприятиях и пользуется неизменной популярностью среди горожан. Также к передаче в музей городского пассажирского транспорта сейчас готовится еще один трамвай, предварительно отремонтированный мастерами предприятия ‒ питерский вагон ЛМ-2000, который в народе называют «Циклоп», из-за того, что у него спереди всего одна центральная фара.
«Наше депо ‒ это совершенно уникальное транспортное предприятие, у нас почти 100-летняя история, и вместе с тем мы самое молодое, динамичное и технически-развитое депо в Москве, а возможно, и во всей России! Я могу точно сказать, что все наши сотрудники гордятся своим предприятием, и я желаю нашему депо дальнейшего процветания, всегда быть на самом высоком уровне, быть образцово-показательным филиалом и продолжать славные традиции предков», ‒ резюмирует директор Краснопресненского трамвайного депо Борис Константинович Абрамов.
Ветераны Краснопресненского депо
Начальник цеха по ремонту подвижного состава Валерий Петрович Федоткин пришел работать в депо 39 лет назад ‒ в 1975 году, сразу после армии. Сначала трудился на старой площадке, а 14 лет назад вместе со своим предприятием переехал на новую территорию.
«Самое главное в нашем депо ‒ это коллектив, мы все очень ценим хорошие отношения в команде, поддержку и взаимовыручку. У нас сложная и ответственная работа, мы ‒ транспортное предприятие, и пассажиры для нас ‒ на вес золота, поэтому мы всегда должны делать свою работу быстро и качественно, чтобы обеспечить город безопасным и комфортным транспортом!» ‒ рассуждает Валерий Федоткин.
Зинаида Григорьевна Судакова работает в Краснопресненском трамвайном депо с 1954 года.
«В 18 лет я выбрала профессию водителя трамвая, потому что это была престижная и хорошая работа ‒ пассажиры очень уважали водителей, всегда приветствовали тех, с кем часто ездили по маршруту, а иногда и вовсе ждали на остановке трамвай со «своим» водителем», ‒ вспоминает Зинаида Григорьевна.
Вместе с предприятием она прошла долгий и интересный трудовой путь ‒ после 6 лет работы на линии она была слесарем, начальником отдела эксплуатации, заместителем директора депо, сейчас трудится оператором горячей линии.
«Я принимаю жалобы от пассажиров, работаю с каждым клиентом, всегда стараюсь разъяснить, что если водитель кого-то не подождал на остановке, то это не от вредности, а потому что у него много других важных обязанностей. Он должен следить за посадкой, контролировать двери, обращать внимание на размещение пассажиров в салоне, а также соблюдать все инструкции по безопасности и правила дорожного движения. Не удивительно, что иногда он может не заметить человека, который бежит на остановку, человек просто не попадает в его поле зрения. Еще бабушки жалуются на слишком тихие объявления в салоне, но это тоже субъективно, просто у пожилых людей слух хуже, а объявления звучат так, как во всем подвижном составе ‒ с обычной громкостью. Но каждую жалобу у нас рассматривает специальная комиссия, они вместе с водителями разбирают все эпизоды, делают выводы и стараются сделать нашу работу безупречной», ‒ говорит Зинаида Григорьевна.