Делегация правительства Москвы посетила Сингапур и ознакомилась с его транспортной системой. Незадолго до этого Директор Департамента по организации дорожного движения Сингапура доктор Чин Киан Кенг побывал в Москве в рамках Международного экспертного совета. Наш корреспондент побеседовал с экспертом о настоящем и будущем транспортных систем обоих городов.
– Какие альтернативные виды транспорта вы развиваете в Сингапуре? Недавно вы упоминали о беспилотном такси. Пожалуйста, расскажите нам об этом проекте.
-Я думаю, что, учитывая высокую плотность населения Сингапура, мы должны полагаться на общественный транспорт. Поэтому мы приняли программу, согласно которой мы ожидаем, что к 2030 году 75% жителей будут регулярно пользоваться общественным транспортом. В то же время мы понимаем, что 25% жителей все еще не сможет отказаться от пользования личным автомобилем. И как нам решить эту проблему? Одна из идей – каршеринг. Когда одной машиной за день пользуются несколько горожан. Вам не нужно иметь собственную машину, достаточно заключить контракт с одной из компаний, предоставляющих услугу каршеринга. Когда вам нужна машина, вы просто используете мобильное приложение и вызываете машину, или подходите к тому месту, где она припаркована. Но есть еще одна идея, которая пока еще только в зачатке – это беспилотные автомобили. Когда они появятся на улицах, это в корне изменит дорожную ситуацию. Вам не придется зависеть от водителя. Эти машины будет удобно применять для такси или каршеринга. Машина привозит вас куда вам нужно и едет дальше, по вызову другого человека. Но пока в Сингапуре беспилотные такси еще не перевозят пассажиров, они еще только тестируются. Мы предоставили компаниям, разрабатывающим беспилотные автомобили, пространство, где они могут их протестировать и поощряем эти разработки. Однако о реализации этой задумки можно будет не раньше, чем через пару лет.
- Какие меры по транспортному развитию принимаются сейчас в Сингапуре? Каким областям уделяется наибольшее внимание?
- Сингапур довольно маленький и очень плотно населенный город. Поэтому мы не можем себе позволить продолжать строить дороги для личных автомобилей. Мы должны отдавать приоритет транспорту с большей провозной способностью – автобусам и метро. Поэтому наша стратегия всегда будет сфокусирована прежде всего на общественном транспорте. И, как я уже говорил, наша цель – чтобы к 2030 году 75% жителей пользовались общественным транспортом. Сейчас этот показатель на уровне примерно 65%.
- С какими трудностями вы сталкиваетесь при достижении этой цели?
- Люди всегда хотят иметь личный автомобиль. Поэтому задача правительства – объяснить им, почему машина не может быть основным видом транспорта в городе. И вам нужно дать им достойную альтернативу – общественный транспорт – доступный и высокого качества – чтобы им не казалось, что отказываться от машины некомфортно.
- Какие конкретно меры вы принимаете, чтобы жители выбирали общественный транспорт?
- Часто общественный транспорт ездит медленно в сравнении с машинами. Один из основных вопросов, которые необходимо решить – человек должен понимать, что на общественном транспорте он может доехать быстрее, чем на машине. Поэтому необходимо предоставлять приоритет в движении для наземного общественного транспорта. Нужно делать больше выделенных полос, светофоры могут иметь особую настройку на приоритет общественного транспорта. С поездами все проще – у них и так приоритет, так как они ездят по рельсам и не стоят в пробках. Поэтому очень важно также развивать рельсовый транспорт, что Москва и делает, как я вижу.
Второе – люди не любят ездить в переполненном транспорте. Конечно, мы не можем предусмотреть сидячие места для всех, но можем выпускать на линию дополнительные автобусы по мере сил. Конечно, не до бесконечности, иначе образуется пробка из автобусов.
Ну и, конечно, технологии. Мы стараемся развивать приложения, через которые пользователь может узнать, когда автобус приедет на конкретную остановку и выходить из дома или с работы за несколько минут до этого.
- Вы провели в Москве несколько дней, познакомились с ее транспортной системой: проехали по Московскому центральному кольцу, посетили Центр организации дорожного движения. Какие у вас впечатления и какие советы вы могли бы дать Москве по улучшению транспортной ситуации?
- Когда я только приехал, то отметил, что автомобильные дороги в Москве очень широкие и трафик довольно оживленный. Поэтому у меня было впечатление, что основной вид транспорта здесь – автомобиль. Но потом, когда мы посетили МЦК, я про себя отметил, что Москва движется в правильном направлении, развивая внеуличные виды транспорта. Благодаря введению таких железнодорожных линий, как МЦК, ваши дороги могут значительно разгрузиться. Кроме того, я слышал, что некоторые улицы становятся пешеходными. Это тоже хороший шаг на пути развития города более удобного для жителей.
Центр организации дорожного движения, который также посетили все делегаты экспертного совета, меня очень впечатлил. Наши системы управления дорожным движением и мониторинга дорожный ситуации довольно похожи. Множество датчиков и множество получаемых данных, которые ежедневно анализируются. С помощью этих данных удается значительно улучшить дорожную ситуацию.
- А каким транспортом вы пользуетесь в своей повседневной жизни?
- Это зависит от того, куда мне нужно ехать. Если в центр города, я воспользуюсь общественным транспортом, так как это будет быстрее, я не буду стоять в пробке, да и о парковке не придется волноваться. Но если мне нужно поехать куда-то на окраины города, я воспользуюсь автомобилем, так как в том случае так будет быстрее.