В современных городах правят автомобили. Но власти Барселоны, не чуждые экспериментов, решили в очередной раз пойти против привычного. Они разработали новый план по организации дорожного движения и хотят «вернуть город горожанам». Идея о superilles – суперкварталах – подразумевает, что больше половины улиц станут зоной, свободной от автомобилей, но зато «полной жизни».
Зачем это им нужно?
По текущим оценкам, Барселона, в которой постоянно проживают 1,7 млн человек и еще 10 млн каждый год приезжают в качестве туристов, – один из самых шумных городов Европы. Более 60% ее жителей страдают от шума, который превышает положенные нормы безопасности. По уровню загрязнения воздуха Барселона также один из худших городов в Испании. Местные чиновники уверены, что всем этим город обязан дорожному транспорту. Исследования показывают, что если бы воздух в Барселоне и ее пригородах стал чище хотя бы в 2,5 раза и уровень загрязнения опустился до рекомендованных ВОЗ значений, это позволило бы ежегодно предотвращать 3500 смертей и экономить €6,4 млн бюджетных средств.
Среди факторов, вредных для благополучия барселонцев, городской совет также называет автомобильные аварии, сидячий образ жизни (каждый пятый ребенок имеет лишний вес или близок к этому) и недостаток зелени на улицах. По данным Guardian, на одного горожанина здесь приходится 6,6 кв. м растительности (а в центральных районах – 2–3 кв. м). Это в четыре раза меньше, чем в Лондоне (27 кв. м) и в 13 раз меньше, чем в Амстердаме (87,5 кв. м). ВОЗ считает, что в каждом городе на одного жителя должно приходиться хотя бы 9 кв. м зелени.
Чтобы поправить ситуацию, власти Барселоны разработали план по созданию суперкварталов. Их организация уже началась в центральных районах Сант Марти (Sant Marti) и Эшампле (Eixample), спроектированном инженером Ильдефонсом Серда в середине XIX века и знаменитом своими прямоугольными кварталами со скошенными углами, которые сверху выглядят, как соты.
Как это работает?
В блок, или в суперквартал входят несколько домов. По периметру квартала расположены улицы, по которым движется общественный транспорт. На узкие улицы внутри квартала можно въезжать со скоростью не более 10 км/час. Парковки располагаются только под землей. Таким образом освобождается пространство для пешеходов, магазинов, народных гулянийй, фестивалей и так далее. Идею протестируют в 5 районах города.
Почему власти Барселоны думают, что это сработает?
В 2008 году количество пешеходных улиц в центральной части города увеличилось с 45% до 74%. За этим последовали положительные изменения в уровне шума (снизился на 5 дБ), и уровне загрязнения воздуха (снизился на 38%). Кроме того, возросла социальная активность жителей, а в след за тем в гору пошел и бизнес. Центральные улицы стали излюбленным местом для прогулок среди горожан и туристов.