Это вид городского и пригородного транспорта, который работает на выделенных путях без водителя.
Главной его особенностью является то, что один «вагончик», как такси, рассчитан на поездку для одного человека или маленькой компании. За рубежом его называют pod taxi (pod англ. - стручок). Индийский вариант ПАТ будет называться Metrino.
В планах инженеров построить 13-километровый участок, который захватит границы городов Гургаон, Дели, Биджапур, Сона, но в будущем разработчики намерены расширить его. В то время как строительство этого пилотного проекта пока еще не началось, Гургаон объявил о своем намерении использовать pod taxi внутри самого города. Протяженность полотна составит 18 км.
Система ПАТ рассчитана на то, чтобы путешествовать по маршруту самостоятельно. Его маленькие размеры позволяют перевозить людей до станций по контактной сети в подвешенном положении на 5-10-метровой высоте.
Самая старая и самая большая сеть pod taxi располагается в Моргантауне в Западной Вирджинии (США), соединяя между собой кампусы и центр города. Он работает с 1975 года и перевозит около 16000 посетителей и студентов в день.
Есть и другие примеры. Беспилотные маршрутные такси есть в аэропорту Хитроу (Великобритания), в Нидерландах и Южной Корее. В Масдар-Сити в Абу-Даби (ОАЭ) также существует ПАТ. И, кстати, изначально он был построен в качестве альтернативы для автомобилей во всем городе. Тем не менее, план по расширению сети на весь населенный пункт был заморожен и ограничен протяженностью 800 м.
Pod taxi это не первый опыт экспериментального использования новых технологий в Индийской транспортной системе. Вот некоторые разработки из недавнего прошлого:
- The Goa Sky Bus – технологическая схема сети легких подвесных автобусов, которые по идее должны были работать над дорогой, и соединять города Мапуса и Панаджи. Утверждалось, что эта система будет транспортировать шесть миллионов пассажиров ежедневно, и проезд будет стоить около 100 рупий за километр. Однако во время испытаний этого вида транспорта произошел несчастный случай, в котором один человек погиб и два получили ранения. Это вызвало серьезные опасения по поводу безопасности пассажиров и от проекта решили отказаться.
- В Мумбаи в 2007 году решили построить 20-километровую монорельсовую дорогу. Первый этап проекта, на 8,8-километровой линии из Мумбаи в Вадал, был открыт для общественного пользования в феврале 2014 года. Однако у этой дороги весьма небольшой пассажиропоток.
- 23 февраля 2011 года в Дели запустили первое в своем роде метро, соединившее железнодорожный вокзал Нью-Дели и терминал 3 международного аэропорта имени Индиры Ганди. Проезд стоил 700 рупий. В июле 2012 года сеть, оказавшись небезопасной, была закрыта на ремонт. Однако со временем работа метро была усовершенствована, а также снижен тариф. В результате в августе 2016 года пассажиропоток перешагнул за 50 000 человек в день (до этого он был в 5 раз меньше).
Пока ПАТ преподносится в Индии как радикальная идея. Хотя Pod taxi, как правило, востребованы в такой сфере, как парки развлечений, аэропорты, университетские городки и тому подобное. Там, где поток пассажиров невелик. И к тому же огромные расходы на его реализацию делают pod неустойчивым общественным транспортом.
Согласно последней статистике, на метро Дели совершается до 2,5 млн поездок ежеднево, а на автобусах - до 5 миллионов поездок. Если в Дели ставят своей целью решить проблему городской мобильности, то столица должна сделать приоритетным вопрос расширения автобусной сети и метро. Но поскольку подземка уже находится на стадии расширения, то здесь выигрывают аргументы в пользу наземного транспорта.
Однако эксперты советуют правительству сосредоточиться на повышении качества автобусных перевозок, а не экспериментировать с высокими издержками на маломощные системы, такие как новый Metrinо.