В Москву пришла настоящая климатическая зима с обильными снегопадами и ледяным дождем. Традиционно в это время года автомобилисты испытывают трудности при передвижении по городу на личном транспорте. Сказывается и приближение новогодних праздников - москвичи стягиваются в торговые центры за покупками. О том, какая транспортная обстановка ожидается на дорогах столицы с появлением новых парковочных тарифов 2 декабря и перед новогодними праздниками, рассказал руководитель столичного Центра организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) Вадим Юрьев.
- В ноябре после обрушившихся снегопадов на дорогах Москвы уже были зафиксированы девятибалльные пробки. Чего нам ждать в декабре перед новогодними праздниками?
- Последний раз 10 баллов на дорогах было зафиксировано в конце декабря 2014 года, когда Москву буквально засыпало снегом. В этом году 11 ноября мы с вами наблюдали похожую ситуацию: сильный снегопад, резкий переход из плюса в минус и, как следствие, - большая аварийность. В этот день было зарегистрировано более тысячи аварий. Но при этом отметки транспортной загруженности в 10 баллов зафиксировано не было. И на сегодняшний день загруженность московских дорог в вечерние и утренние часы находится в пределах нормы.
В последние две недели декабря в столице традиционно наблюдается рост числа поездок - это связано с предновогодней подготовкой, все спешат за подарками. Основной пик транспортной загруженности придется именно на этот период. Но уже в последний рабочий день года, 30 декабря, на дорогах станет заметно свободнее, а к вечеру субботы 31 декабря магистрали столицы и вовсе опустеют.
- А 10 баллов будет?
- Будут типовые заторы, которые свойственны для кольцевых магистралей: Садового кольца, ТТК и МКАД. Могут наблюдаться локальные осложнения дорожной ситуации вблизи торгово-развлекательных центров. Но 10 баллов мы не прогнозируем. Транспортная ситуация в городе в руках самих москвичей. Если автомобилисты, как и в прошлом году, разумно подойдут к выбору средства передвижения в дни основных загрузок, то коллапса удастся избежать.
Кстати говоря, в декабре прошлого года, согласно статистике наших трафик-инженеров, количество автомобилей на столичных дорогах с региональными номерами составило более 50%. Это говорит о том, что москвичи чаще всего выбирали общественный транспорт для поездок по городу. Думаю, что в этом году выбор также останется за общественным транспортом - в этом году он стал еще доступнее с открытием Московского центрального кольца.
По опыту последних лет, в начале новогодних праздников с 1 по 4 января пробки в столице не превысят двух баллов. В дальнейшем ситуация на дорогах также останется благоприятной для автомобилистов, хотя местами и может быть осложнена снегопадами. По нашим прогнозам, дороги будут свободны на всем протяжении длинных выходных вплоть до первой рабочей недели года. Хотя возможны локальные затруднения у торговых центров и других мест притяжения.
- Обильные снегопады добавляют забот сотрудникам ЦОДД?
- Конечно, как и всем жителям нашего города. Так, сотрудники службы эксплуатации ЦОДД в период снегопадов усиливают контроль за состоянием дорожного оборудования. В это время года знаки и светофорные объекты особенно подвержены различным воздействиям - многие из них погнуты в результате сильных снегопадов и дорожно-транспортных происшествий или заляпаны снегом и грязью
Наши бригады объезжают улицу за улицей и ремонтируют знаки и светофоры, а также приводят их в надлежащий вид. Ежедневно в данной работе задействовано 12 бригад службы эксплуатации, по два человека в каждой бригаде. В условиях аномальных снегопадов число таких бригад будет увеличено вдвое-втрое.
К слову сказать, в настоящий момент в Москве установлено 280 тыс. дорожных знаков, более 2,3 тыс. светофорных объектов (это 40 тыс. светофоров). Это большая и серьезная работа - содержать такое огромное хозяйство в исправном состоянии.
- Назовите самые проблемные участки дорог в Москве. Будет ли там усилен контроль служб ЦОДД?
- Сложную обстановку мы фиксируем у МКАД на вылетных магистралях, в частности, на Щелковском и Ленинградском шоссе, Ленинском проспекте и шоссе Энтузиастов. В первую очередь это связано с несовпадением количества полос в городе и за МКАД. Дорожно-транспортная инфраструктура Московской области уступает столичной: широкие городские магистрали нередко упираются в четырехполосные дороги за пределами Москвы, создавая тем самым "бутылочные горлышки".
Также в утренний и вечерний часы пик загружены Варшавское, Ленинградское и Каширское шоссе, Профсоюзная улица, Ленинский проспект, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов и проспект Мира. Мы увеличили штат дежурной смены ситуационного центра - это позволяет нам охватить больше проблемных участков и детально подходить к решению управления трафиком с помощью ручного управления светофорами.
- Какие рекомендации вы дадите автомобилистам во избежание заторов на дорогах?
- Все просто: быть предельно внимательными, соблюдать дистанцию и скоростной режим, избегать резких торможений и необоснованных перестроений. В непогоду мы также рекомендуем пересаживаться на общественный транспорт. Что касается декабря, то мы советуем автомобилистам сдвинуть поездки на внепиковые часы для того, чтобы избежать серьезных затруднений на дорогах.
- И все-таки одним лишь осторожным вождением кардинальным образом ситуацию не изменишь. Какие мероприятия службы ЦОДД будут осуществлять для профилактики и устранения пробок?
- Большое внимание в нашей работе уделяется информированию водителей. Через информационные табло, установленные на дорогах города (сейчас их 161), автомобилисты получают актуальную информацию о дорожной ситуации и затруднениях в движении, перекрытиях на дорогах, правилах безопасности движения. Сейчас мы начали транслировать информацию об аварийных участках на дорожных табло. Водителей предупреждают о том, что через некоторое расстояние будет аварийно-опасный участок дороги.
С октября 2015 года мы информируем телезрителей о заторах на дорогах Москвы в круглосуточном режиме в эфире одного популярного телеканала. Также организовали прямые включения операторов дежурной смены на радиостанциях в утренние и вечерние часы пик - рассказываем о наиболее проблемных участках в режиме реального времени, путях объезда, перекрытиях. Перед новогодними праздниками эта работа будет проводиться в усиленном режиме.
- Непосредственно на самих дорогах какая работа будет проводиться?
- Дежурная смена Ситуационного центра ЦОДД в режиме реального времени следит за ситуацией на дорогах города Москвы, а также находится в постоянном контакте с коллегами из других ведомств. Так, в случае возникновения аварии сотрудники смены связываются с ГИБДД для оперативного разбора ДТП. Операторы в режиме онлайн перенастраивают работу светофоров и с помощью ручного управления увеличивают фазы для наиболее загруженных направлений. Данные о дорожной ситуации обеспечиваются всесторонним мониторингом с помощью оборудования - более 2 тыс. камер телеобзора. Важнейшим источником данных являются показания стратегических детекторов движения, которые контролируют главные магистрали столицы.
- Со 2 декабря в Москве заработает новая тарифная сетка на парковку, максимальная стоимость стоянки будет увеличена до 200 руб./час. Как это скажется на дорожной ситуации на участках с новыми тарифами? Станет ли там свободнее?
- Есть участки - так называемые точки массового притяжения. И, казалось бы, парковка там платная, всегда должны быть свободные места, а по факту нет ни одного свободного. Водители начинают совершать дополнительные поездки в поисках парковочного места и, пока ищут "то самое", теряется концентрация внимания. И, пожалуйста, авария. Даже самая незначительная "притирка" может заблокировать всю полосу, и это, конечно, скажется на общей дорожной ситуации. Кроме того, создается так называемый блуждающий трафик.
Поэтому можно ожидать, что с повышением тарифа оборачиваемость парковочного слота станет выше, и не надо будет делать по два-три круга в поисках свободного места. Соответственно, говоря о дорожной ситуации, то, конечно, она станет лучше.
- Как изменилась дорожная ситуация в Москве за четыре года с момента появления платных парковок?
- Платная парковка - это эффективный и мягкий инструмент регулирования трафика. Если сравнивать, например, с опытом восточных и западных стран, это очень лояльная мера. Во многих странах тарифы "кусаются", а где-то вообще парковка ограничена несколькими часами в сутки. Хочу отметить, что в ходе транспортной сессии на недавно прошедшем Московском урбанистическом форуме многие международные эксперты заявили, что Москве нужны более жесткие меры по регулированию транспортного потока. Но мы пока обходимся платной парковкой, и применять более жесткие меры не планируем.
Пять лет назад в центральной части города прибытие скорой помощи к месту ДТП занимало больше 20 минут, сейчас - 8 минут. Увеличилась скорость движения общественного транспорта (на 7%), а количество маятниковых автомобильных поездок дом-работа сократилось на 14%. Кроме того, количество ДТП сократилось на 39%.
В условиях постоянного роста автопарка столицы подразделениям Госавтоинспекции совместно с правительством Москвы удалось обеспечить достаточно высокий уровень безопасности граждан. В частности, по итогам 10 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года отмечается снижение количества ДТП на 11,7%, уменьшение числа погибших и раненых в их результате на 19 и 11,6% человек соответственно. Показатели аварийности в городе являются низкими начиная с 2007 года, и это с учетом присоединения части территории Московской области в 2012 году.