2 декабря 2016

История создания автобуса

Ежедневно множество людей по всему миру использует для поездок один из самых распространенных видов общественного транспорта – автобус.  

Само название автобус произошло от сокращения словосочетания автомобиль-омнибус.  Слово омнибус, в свою очередь, происходит от латинского omnibus - «всем».

История этого транспортного средства, которое ежедневно перевозит миллионы жителей земли началась более двухсот лет назад.

Самый первый автобус был сконструирован в 1801 году. На потеху толпе по улицам английского города Кэмборна проехала невиданная машина на паровом двигателе. Его изобретатель – британец Ричард Тревитик – сконструировал и первый английский паровоз. Транспортное средство вмещало до 8 пассажиров, а сзади на подножке стоял кочегар. Новинка, выбрасывая в воздух клубы черного дыма, уверенно завоевывала право на существование.

28 лет спустя, в 1829 году усовершенствованная модель автобуса перевозила уже 28 пассажиров и развивала самую высокую скорость из существующих на тот момент транспортных средств. Стремительное распространение электричества в конце XIX века также повлияло на автобусы. В 1886 г. на улицы Лондона выехал первый автобус на электрическом двигателе.

Первый автобус с электрическим двигателем

12 апреля 1903 г. в Лондоне состоялся первый в истории рейс автобуса, как городского общественного транспорта.

Немцы развили идеи англичан. В 1895 году германский завод «Бенц» представил миру первый автобус с двигателем внутреннего сгорания. Внешне он был похож скорее на увеличенную извозчичью коляску, вмещал в салоне 8 пассажиров и набирал до 13 км/ч. Такие машины использовали для сообщения между тремя немецкими городами: Дойц, Зиген и Нетфен.

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания

В России производством электрических автобусов занимался завод «Дукс». Благодаря его усилиям, в 1901 голу появились автобусы, перевозящие до 10 пассажиров со скоростью 20 км/ч и проезжая до 60 км без подзарядки.

Автобус фирмы «Дукс»

Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике «Фрезе». Российский автобус имел открытый кузов и вмещал до 10 человек, развивая скорость до 15 км/ч. Правда, в плохую погоду в нем было не очень комфортно.

Пожарная машина "Фрезе" 1904 год

А в качестве городского общественного транспорта автобусы в России впервые стали использоваться в Архангельске. Летом 1907 г. из Германии доставлен автобус марки «NAG». Машина, вместимостью 26 человек, весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 лошадиных сил. Автобус приобрел огромную популярность и существенно облегчил передвижение по городу.

11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу «Петербургский листок» писал:

К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус.

13 августа 1908 года, первый пассажирский автобус появился в Москве. Но первый регулярный автобусный маршрут открыли только 18 апреля 1922 года. Он насчитывал 40 автобусов.

Перед инженерами появилась новая задача: сделать машины закрытыми, доступными как по удобству, так и по цене для всех слоев населения. Лишь через два года установили официальные и регулярные маршруты их движения. Одним из первых был маршрут между Тверской заставой и Каланчевской площадью. Этот маршрут был разбит на 4 станции и 13 остановок.

1 июля 1926 года дождался своей первой автобусной линии и Ленинград.

С тех пор автобус непрестанно преображался. Увеличивалась вместимость, изменялось назначение. Сегодня количество моделей поражает своим разнообразием, и с каждым годом их число возрастает.

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе