16 декабря 2016

История о том, как по Москве двухэтажный троллейбус ходил

Уже много лет с нескрываемым восхищением туристы, посещающие Лондон, смотрят на двухэтажные автобусы. А ведь был период – и в Москве, раскрыв рот, глазели на чудо инженерной мысли. Правда, было это давно и недолго. И двухэтажной новинкой тогда стал не автобус, а троллейбус.

С чего все началось…

В 30-е годы перед инженерами стояла задача сделать троллейбусы более вместительными. Популярность этого вида транспорта в то время росла. (По сравнению с теми же трамваями запуск рогатого стоил гораздо дешевле и не давал такой сильной нагрузки на асфальтовое покрытие, поэтому маршруты его расширялись. Какое решение могли принять инженеры для увеличения вместимости троллейбусов? Только изменить габариты, то есть сделать кузов длиннее и шире, либо же начать присоединять прицепы. Хотя нет, существовал более нестандартный способ, который уже успели придумать и применить у себя находчивые англичане – увеличить не длину, а высоту, приделав к троллейбусу второй этаж. Идея хороша уже только потому, что на узких дорогах такой машине легче развернуться, чем с тем же прицепом. За основу решили взять английский двухэтажный троллейбус AEC 664T, производством которого занималась компания English Electric Co (EEC).

В 1937 году высокий стальной «англичанин» был куплен и доставлен в Москву на ходовые испытания. На фото запечатлена отгрузка троллейбуса в одном из портов Великобритании.

Его гоняли от Белорусского вокзала до поселка Сокол (где сейчас находится станция метро «Сокол»). Качество троллейбуса было отменным. Он отличался плавным ходом и торможением, был оборудован электрическим отоплением и вентиляцией. Кроме того, у этой замечательной машины была резервная система питания от аккумуляторов.Наш вариант двухэтажника, сделанного по принципу английского летом 1938 года, назывался ЯТБ-3. В первый год собрали два троллейбуса, в следующем произвели еще восемь.

Итак, что представляли из себя двухэтажные троллейбусы, колесившие по Москве. Длина - 9,5 метров, высота первого этажа – 1,78, второго – 1,76. Две двустворчатые двери. В задней части салона находилась винтовая лестница с 8 ступенями, по которым пассажиры поднимались на второй этаж. Внизу сидячих мест насчитывалось 32, наверху – 40. На первом этаже еще 28 человек могли стоять. 

Машина разгонялась до 54 км/ч. Однако на ЯТБ-3 подвела тормозная система, из-за которой троллейбус медленно двигался возле остановок. А если учесть еще, что их было много, то, можно сказать, двухэтажный маршрут оказался не самым скорым. К тому же электродвигатели сильно перегревались и портились. Были и другие огрехи, приходилось совершенствовать наш аналог.  

Не смотря на вместимость, удобным для пассажиров двухэтажный троллейбус не назовешь. Во-первых, высота салона оставляла желать большего. Во-вторых, на неровной дороге машина начинала опасно раскачиваться. Особенно рискованно было ездить зимой, по скользкой дороге. Да еще и на ступеньках на второй этаж оставалась снежная каша, которую люди заносили с улицы на обуви, и была велика вероятность поскользнуться и упасть.

Советские ЯТБ-3 постепенно сошли на нет, прослужив москвичам до 1953 года. Потом они окончательно были списаны. Идеи восстановить их производство появлялись, но в итоге все же решили выпускать троллейбусы-гармошки, которые оправдали себя, вмещая довольно много пассажиров. 

 

К слову, недавно московский троллейбус отметил 83-ю годовщину появления на свет. О его истории можно почитать здесь.Тем, кто интересуется сегодняшними инновациями, рекомендуем зайти на страничку, посвященную троллейбусу, который, по всей видимости, появится на московских дорогах в ближайшем будущем.

 

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе