Нью-Йорк имеет один из самых больших таксопарков в мире. Высокая цена владения машиной и хорошо развитая система общественного транспорта делают выбор жителей в пользу такси очевидным.
По правилам желтые такси могут передвигаться где угодно, но сажают пассажиров только в центре. Так что желтые такси – это скорее символ Манхеттена, а не всего Нью-Йорка.
В других частях города, за исключением аэропортов, можно поймать зеленое такси, также называемое Боро такси. Оно появилось в 2013 для улучшения сервиса в периферийных районах. Оба вида такси имеют единый тариф, в них можно расплатиться как наличными, так и карточкой.
До появления зеленых автомобилей, в отдаленных районах такси можно было вызвать только по телефону.
Первые такси появились на улицах Нью-Йорка в конце XIX века. Компания Samuel’s Electric Carriage and Wagon Company, закупила 12 электрических авто для перевозки пассажиров в 1897. Уже через 3 года их количество возросло до 100. Но пожар, случившийся в гараже компании, и финансовая нестабильность вынудили первую таксомоторную службу города закрыться.
С распадом Samuel’s Electric Carriage конные извозчики, имевшие репутацию воров и обманщиков, вновь стали основным средством передвижения в городе. Еще одну попытку создать сервис такси предпринял Гарри Н. Аллен, раздраженный тем, что такой экипаж вынудил его заплатить $5 (сейчас это $128) за километровую поездку.
Он привез и перекрасил в желтый 65 французский автомобилей. Яркий цвет помогал клиентам находить такси в потоке машин. Всего за год компания выросла более чем в 10 раз, не смотря на достаточно высокую стоимость услуг.
В начале 30-х в Нью-Йорке насчитывалось 30 тысяч таксистов. Отсутствие спроса, резкое снижение стоимости и акции протеста таксистов, вызывали серьёзную озабоченность городских властей.
В 1937 году мэр Фиорелло Ла Гуардия систематизировал рынок, введя лицензирование такси. Те, кто хотел заниматься извозом, должны были приобрести медальоны. Первоначально мэрия выпустила 17 тысяч медальонов стоимостью $10.
После Второй Мировой Войны цена на них стала расти. Так что к 80-м лишь незначительное количество таксистов имели свои собственные автомобили с лицензией.
Рост социальной напряженности 70-х – 80-х годов в Нью-Йорке ударил и по таксистам: их часто грабили и даже убивали. Для обеспечения безопасности в такси стали устанавливать пуленепробиваемые перегородки между рядами сидений, а также тревожные кнопки, сигнализирующие об опасности, грозящей водителю.
В 2007 году мэр Майкл Блумберг анонсировал программу «Такси завтрашнего дня» – план поэтапного обновления такси в Нью-Йорке. Автомобилем завтрашнего дня стал специально разработанный Nissan NV200, предназначенный для перевозки 4 пассажиров, оборудованный розеткой и 2 USB портами, лампой для чтения и освещения пола, нейтрализующей запахи обивкой и прозрачной крышей.
Городские власти надеялись, что это сделает желтые такси привлекательнее для пассажиров и поможет конкурировать с Uber: с тех пор как сервис вышел на рынок таксомоторных услуг Нью-Йорка в 2011 году, стоимость медальонов снизилась, а работники и клиенты все чаще стали выбирать «мобильного» перевозчика.
Однако инициатива мэра вызвала много вопросов и недовольств.
Так, в 2011 американская ассоциация инвалидов, протестуя против полного отсутствия в новых транспортных средствах возможностей для перевозки инвалидов, подала на город в суд. Решение было найдено в закупке 4 тысяч машин, адаптированных для маломобильных пассажиров.
Общественность воспротивилась еще и тому факту, что развертывание программы предполагало замену существующих 6 тысяч гибридных такси на бензиновый Nissan NV200. В 2013 комиссия по такси и лимузинам скорректировала правила: теперь операторы такси могут приобрести Toyota Prius, а также более дорогостоящие Lexus RX450h и Toyota Highlander Hybrid.
В 2014 году в Нью-Йорке насчитывалось более 51 тысячи лицензированных таксистов и более 30% такси в городе были гибридными.
По данным комиссии по такси и лимузинам, в 2015 году количество автомобилей онлайнового такси-сервиса Uber превысило количество желтых такси.
Сотни Nissan NV200 уже курсируют по Манхеттену, но это все еще небольшое число – около 750 машин – из более чем 13 тысяч такси. Несколько дюжин из них оборудованы для перевозки инвалидов. Мэрия анонсировала план нарастить число таких автомобилей до 50% от общего количества к 2020 году.