Исследователи IBM отмечали, что более 30% пробок возникают из-за того, что водители, курсирующие в поисках парковочного места, затрудняют проезд других машин. Отсутствие эффективной организации парковок ведет к перегруженности дорог, ухудшению экологии, потере временных и экономических ресурсов водителей и пассажиров.
Серьёзные издержки, вызываемые невозможностью найти парковочное место, не могли остаться без внимания городскими властями в развитых странах.
В 2017 году автолюбители Великобритании в среднем уже тратят 15 минут на поиски парковочного места. Хотя и сейчас 48% респондентов жалуются на нехватку парковочных мест.
Опрос британской парковочной ассоциации показал, что жители Лондона ищут парковку даже дольше, чем стоят в пробках: 122 часа против 100 часов в год, соответственно. И это, несмотря на то, что въезд в центр Лондона платный: £11,50 в день (около 850 руб).
Затруднения, с которыми сталкивались московские автомобилисты показали необходимость перенимать зарубежный опыт организации транспортной политики, одним из элементов которой является система платных парковок, введённая в 2013 году.
Благодаря этой мере водители перестали парковаться вторым рядом и бросать свои автомобили в центре на целый день. Теперь парковочные места освобождаются в 4 раза быстрее, всегда можно найти место для парковки.
Всего за несколько лет в Москве удалось добиться значительных результатов:
• На 64% сократилось количество нарушений правил парковки.
• На 23% меньше времени отнимают у москвичей пробки.
• На 100 тысяч тонн снизился объём вредных выбросов от автотранспорта.
• На 10% увеличилась пропускная способность улиц.
• В 2 раза уменьшилось время прибытия экстренных служб: с 20 минут в 2010 до 8 минут в 2015 году.
• С 12 до 8 минут сократились интервалы между маршрутами наземного транспорта.
Успехи Москвы высоко оценили и международные рейтинги.
Так, по данным нидерландской компании TomTom, которая составляет рейтинги загруженности мегаполисов, Москва перестала быть абсолютным мировым лидером по пробкам, переместившись с 1 на 5 место.
Представитель компании сообщил, что в утренний час пик среднее время поездки сократилось с 60 до 36 минут, а средняя скорость транспорта увеличилась на 34%.
Компания INRIX подсчитала, что столичные автомобилисты в 2015 году провели в пробках в среднем 57 часов, вместо 132 часов в 2007.
На поиски парковки осенью 2016 года уже уходило около 10 минут, хотя на некоторых участках загруженность парковочных мест превышала 85% - пороговый уровень загрузки, при котором хотя бы 15% парковочных мест остаются незанятыми.
Сейчас, после изменения тарифов на платные парковки, загруженность улично-дорожной сети снизилась и составляет около 82%. Теперь водители паркуются там, где ранее это сделать было невозможно.
Отсутствие «блуждающего» трафика, создаваемого водителями в поисках свободного места, уменьшает перепробеги и интенсивность движения, снижается уровень шума и загрязнения воздуха, увеличивается скорость движения общественного транспорта.
Это важно для четкого выполнения расписания сети быстрых городских маршрутов «Магистраль», запущенной в 2016 году.
Важно и то, что все средства собранные от платных парковок, возвращаются в бюджеты тех районов, где они были собраны. Жители могут решить на что потратить средства в их районе, а после проконтролировать выполнение работ на сайте управы.
Благодаря возможности упрощенной установки шлагбаумов во дворы вернулся порядок. Если раньше в них парковались приезжие автомобилисты, теперь количество стороннего транспорта снизилось. Для жителей же парковка с 20:00 до 08:00 бесплатна, а стоимость получения резидентных разрешений для круглосуточной бесплатной парковки - невысока.
Все это делается для того, чтобы люди могли беспрепятственно и с минимальными потерями времени передвигаться по городу, а комфортный и быстрый общественный транспорт был альтернативой личному автомобилю. Таким образом, пользу от платных парковок получают не только автомобилисты, но также пешеходы и другие участники движения.