17 февраля 2017

Единственный в мире канатный трамвай

Канатный трамвай – средство передвижения, пользующееся одинаковой популярностью у жителей и гостей Сан-Франциско. Необычный для наших дней вид общественного транспорта открыли в 1873 году.

История возникновения

Основателем первой линии канатного трамвая стал британец Эндрю Смит Холлидай - механик, переселившийся в Сан-Франциско.

Во второй половине 19 века по крутым холмам города курсировали омнибусы (трамваи, запряженные лошадьми). Транспортное решение оказалось опасным: изобретатель стал свидетелем несчастного случая, когда вагон соскользнул вниз вместе с лошадьми и пассажирами.   

Холлидай придумал механизм, представляющий собой гибрид трамвая, фуникулёра и канатной дороги: для передвижения вагончик на рельсах крепится к железному тросу под землей.

Изобретенный вид транспорта стремительно набирал популярность: за 20 лет частные предприниматели построили 23 ветки канатного трамвая.

Однако к 1912 году в Сан Франциско осталось лишь 8 канатных линий. Дело в том, что в 1891 году линии канатного трамвая стали переоборудовать для электрических вагонов, двигающихся с помощью контактной сети. Их стоимость оказалась в 2 раза, а эксплуатация в 6 раз дешевле.

Новинка оказалась не универсальна: максимальный наклон рельс составлял 21 градус. Маленькие открытые вагончики продолжали покорять крутые холмы Сан-Франциско.

В 1947 году власти города решили полностью заменить линии канатного трамвая на автобусы. Однако в результате акций протеста 3 линии трамвая, охватывающие 69 кварталов, сохранились.

Принцип действия

Вагоны приводит в движение железный трос, который расположен под землей. Трос движется со скоростью около 15 км/ч. 

Сами трамваи двигателями не оснащены. Моторы находятся на тяговой подстанции и двигают тросы с помощью колес. Для каждого из 3 маршрутов предназначена одна пара колес, и ещё одна - для транспортировки вагонов в депо. В самой большой петле установлен трос длиной 7,5 километров.

Колеса установлены на передвижных основаниях для поддержания оптимального напряжения в тросах: со временем натяжение ослабевает и колесо отодвигается дальше.

Грипмен - так называют машинистов - крепит вагон за трос специальным зажимом. На остановках трос отпускают и приводят в действие тормоза.

Рычаг, управляющий зажимом очень тугой, однако закрывать и открывать его необходимо в четко определенных местах. Если отпустить зажим слишком рано - трамвай покатится вниз, поздно – трамвай может сломаться.

Для соблюдения оптимальной скорости во время движения по холмам и перекресткам грипменам необходимо постоянно следить за приближением автомобилей, пешеходов и велосипедов.

Повороты линий вагоны проходят по инерции, так как железные тросы трудно плавно закруглить. За поворотом трос захватывается вновь. По этой же причине на конечных линиях трамвай разворачивают вручную. Вагон закатывают на поворотный круг и вновь возвращают на рельсы. 

Кому под силу водить такой трамвай?

Транспортное агентство Сан-Франциско описывает работу машиниста канатного трамвая как «требовательную и не прощающую ошибок».

«Когда открывается вакансия машиниста, мы пишем, что ищем настоящего железного человека. Кандидат на эту должность должен быть скоординированным и физически выносливым. Обучение длится 25 дней». – сказал представитель транспортного агентства.

Несмотря на тяжесть работы женщины также работают машинистами канатных трамваев. Так, в марте 2016 Эмбер Джонс стала третей за всю историю этого вида транспорта женщиной-машинистом.

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе