Пока зима не отступила, в ближайшие недели по прогнозам синоптиков нас ждут осадки и морозные ночи. Температура будет скакать с плюса на минус, а это значит, что на дорогах еще будет появляться то гололедица, то слякоть со снежной кашей. Поэтому многим из тех водителей, которые уже расслабились и потеряли бдительность, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) рекомендует все же сосредоточить свое внимание на дороге. Не следует забывать и тот факт, что погода и дороги преподносят сюрпризы в любое время года. А водители, даже опытные, не всегда оценивают ситуацию должным образом. И, как результат, попадают в неприятные ситуации. Специалисты ЦОДД обратили внимание на то, какие ошибки чаще всего допускают автомобилисты, оказываясь в сложных дорожных условиях. А также подсказали, где чаще всего кроется опасность.
Когда столбик термометра опускается ниже нуля…
С шипами или без? Шипованная резина – хороший выбор для водителей, которые передвигаются в основном по загородным дорогам. Она хороша лишь на ледяных и заснеженных поверхностях, а на асфальте напротив, увеличивает тормозной путь. Поэтому в Москве, где автомобильные дороги расчищаются от снега и льда, шипованная резина может сослужить плохую службу. Однако если вы в основном передвигаетесь по Подмосковью, то шипы вам, конечно, предпочтительнее.
Летнее настроение на зимней дороге. Аварии нередко случаются из-за рисковых автомобилистов, которые катаются в морозы на летней резине. И, соответственно, вносят свой процент в статистику о ДТП. Понятное дело, что заботящийся о собственной безопасности водитель авто с зимними шинами не застрахован от нежелательной встречи (читайте – столкновения) с любителем летних. Поэтому здесь может быть только одно напоминание – смотрите в оба и всегда следите за дистанцией. Так можно избежать разного рода неприятных последствий. Но, правда, есть примеры, когда от нерадивых автовладельцев трудно защититься. Не так давно в подмосковном Красногорске водитель на старой грузовой «Газели», подъезжая к светофору, ухитрился врезаться в заднюю часть джипа «Вольво», стоящего в ожидании зеленого сигнала. Владелец джипа был в недоумении, ему не хотелось верить в реальность произошедшего – каким должен быть «чайником» водитель на «Газели», чтобы врезаться на светофоре. Во время ДТП передний бампер грузовичка отвалился, а бампер иномарки помялся, его замена стоила более 100 тысяч рублей. Таков результат невнимательности водителя, который на своих летних шинах не рассчитал дистанцию и не учел зимнее состояние дороги.
Осторожно – скользкая ситуация. Нужно помнить, что везде – и в столице, и в области – при низкой температуре промерзают пролеты эстакад. И в этих местах могут подстерегать самые неожиданные неприятности. Вот, к примеру, ситуация, о которой рассказал один из сотрудников ЦОДД, ставший свидетелем недавнего происшествия в Химках. Водитель спускался с моста на скорости 25 км/час. В этот момент дорогу решил перебежать молодой человек, он двигался по пешеходному переходу, при этом выскочил чуть ли не перед самым носом автомобиля. Ему и в голову не пришло, что на скользком спуске машина не остановится моментально, даже при всем желании водителя. Автомобиль слегка толкнул парня, после чего возник конфликт – молодой человек, перебегавший дорогу, стал возмущаться и доказывать, что во всем виноват один водитель, пешеход всегда прав, и поэтому автомобилист «ему должен». При этом правила, где говорится о том, что пешеход должен убедиться в безопасности прежде, чем переходить дорогу, он не знал. В итоге оба потратили время и нервы на то, чтобы разобраться, кто виноват. И убедить парня, что он был неправ, выскакивая наперерез машине, так и не удалось.
Что скрывает снегопад. Во время снежных вихрей водители обычно не замечают дорожных знаков, спрятавшихся под снежной шапкой. Особенно такие знаки, как «Уступи дорогу» и «Стоп». Между тем, немалый процент ДТП (около 20%) происходит именно из-за невнимательности к знакам и разметке. Поэтому водителям лучше заранее узнать и запомнить, где на выбранном маршруте расположеныкакие знаки . Второй вариант – обращать внимание на поведение других водителей.Что касается заснеженной разметки, то в этом случае старайтесь держаться правой стороны.
Еще одна ошибка любителей авто – обгон на узкой дороге. Особенно не терпится водителям, когда впереди неспешно едет коммунальная машина. Если у вас появилась возможность ее обогнать, то, по крайней мере, будьте внимательны, совершая маневр – те же снегоуборочные машины сильно ухудшают видимость, не угадаешь, что может ждать впереди.
Кстати: в гололед и снегопад количество ДТП увеличивается в 2 раза.
Специалисты ЦОДД, которым по долгу службы приходится ежедневно наблюдать ситуации на дорогах, отмечают, что к началу зимы водители становятся аккуратнее в управлении машинами, а потом привыкают к зимним условиям и начинают гонять. Летом происходит обратное – обувают авто в летнюю резину и, соскучившись по высоким скоростям, носятся, как на ралли, а к середине лета, выпустив пар, становятся спокойнее.
Советы водителям зимой:
· плавно трогаться с места без пробуксовки колес;
· тормозить двигателем;
· не допускать торможения на поворотах и закруглениях;
· не останавливать автомобили на подъемах на скользкой дороге;
· при гололеде избегать частого переключения передач и заранее снижать скорость на поворотах;
· если автомобиль остановился, и колеса увязли в рыхлом снеге, выезжать следует по проложенной колее, двигаясь задним ходом. Труднопроходимые участки преодолевают на постоянной скорости, без переключения передач;
· скользкие участки дороги преодолевают при небольшой постоянной скорости,
Помните, что в снегопад и гололед опасно тормозить на гладкой и неровной поверхности, например, на булыжных мостовых, трамвайных путях и дорожной разметке (можно потерять управление автомобилем).
Дождь может оставить без тормозов
Специалисты ЦОДД напоминают: в летний период, когда дождь только начинается, поверхность дороги становится опасной. Происходит это из-за того, что вода смешивается с пылью и различными частицами, образуя на асфальте глинистую прослойку, которая ухудшает сцепление с дорогой до тех пор, пока ее не смоет дождем.
Во время дождя поддерживайте постоянную скорость. Нельзя на мокрой дороге резко ускоряться и тормозить.
Если вы долго катаетесь по лужам и в сильный дождь, то в итоге вам будет непросто тормозить, так как вода проникает к тормозным колодкам. Тормоза придется просушивать, выбравшись из луж в менее мокрое место. Бывает, что в дороге застает ливень, поэтому, когда дождь льет как из ведра, лучше остановиться и переждать. Желательно не на обочине во избежание ДТП с другим авто.
Коварство мокрой погоды и в том, что под лужами может скрываться яма.
Но еще опаснее, когда на дороге появляется туман. В этот период водителю трудно ориентироваться на дороге. Тут выручают противотуманные фары. Когда туман слишком густой, то можно поступить также, как в случае с заснеженной разметкой – ехать рядом с обочиной.
Во всех ситуациях в любую сложную погоду самая частая ошибка водителей – это неправильные выбор скорости и оценка ситуации. Поэтому и сотрудники ГИБДД, и специалисты Центра организации дорожного движения неустанно напоминают об этом – не гоняйте, целее будете.
«У многих водителей установка ездить на скорости, которая будет не ниже разрешенного ограничения, а часто еще и 20 км/ч сверху накидывают, - отметил сотрудник ЦОДД. – Но лучше последовать такому совету: при неблагоприятных погодных условиях не превышать в городе 60 км/ч, даже там, где разрешено 100 км/ч».
Справедливости ради надо заметить, что водители на дорогах Москвы в последнее время стали культурнее и осторожнее За последние 10 лет процент ДТП значительно снизился (на 45%). Однако хотелось бы, чтобы он стал еще ниже.