20 февраля

Эх, прокачу!

О транспорте Петербурга в начале XX века Александр Куприн писал: «Пешеходы, экипажи, моторы, трамваи, мальчишки с ручными тележками, велосипедами сплошными лавами вливаются в перекресток, кружатся в нем, как в водовороте, и растекаются дальше… Трамвай останавливается, не доходя до перекрестка. Я хочу сесть в вагон, отдохнуть. Но боже мой, какая дикая, яростная орда осаждает вагонные ступеньки! Угрожающе поднятые вверх локти, цепляющиеся пальцы, теснящиеся бедра, лица, искривленные злостью и нетерпением». Но даже спустя 100 лет эти строки не потеряли свою актуальность.

«Водитель кобылы»

Самым первым общественным транспортом Петербурга, разумеется, были извозчики. Брали на эту работу не всех. Необходим был свой конный транспорт, возраст от 18 до 60 лет, умение обращаться с лошадьми, а также знание грамоты и города. В конце XIX века в Петербурге для «водителей кобылы» даже открыли курсы повышения квалификации. Там их обучали хорошим манерам, французскому языку и даже астрономии. Работали извозчики по 20 часов в день и без выходных. Обеденный перерыв нужен был скорее не для того, чтобы поесть и отдохнуть самому, а чтобы обеспечить все это лошади. В городе для этого были открыты специальные трактиры.

Источник фото: vecherka-spb.ru

 

Для извозчиков была введена специальная форма: синий кафтан и желтая шляпа, похожая на цилиндр, а на экипаж вешалась специальная бляха с номером. За нарушение правил извозчиков били кнутами и даже ссылали на каторгу. В конце XIX века был установлен специальный тариф, по которому 15 минут дневного времени стоили 20 копеек, а ночного вполовину дороже. 

По рекам и каналам

В то время, когда городские магистрали были переполнены гужевым транспортом, предприниматели стали активно продвигать водные перевозки. Первый регулярный рейс колесного парохода в Кронштадт был совершен в 1815 году, а через 20 лет по рекам и каналам Петербурга уже курсировали 15 небольших пароходов, перевозивших за один рейс до ста человек. Аквабусы XIX века стремительно набирали популярность. С каждым годом разрабатывались новые маршруты и увеличивалась протяженность линий.

Большой популярностью пользовалось «Финляндское легкое пароходство». «Финляндчики», как их называли, работали с 7 утра до 11 вечера и перевозили до 13 млн пассажиров в год. По Фонтанке от Летнего сада до Калинкина моста проезд стоил 3 копейки, а месячный проездной стоил 2,5 рубля. Для солдат, полицейских и детей до 5 лет проезд был бесплатный, а вот за собак приходилось платить отдельно.

«Сорок мучеников»

В 1830 году в Петербурге появились многоместные конные экипажи, рассчитанные на 15 – 20 человек. Европейские экипажи именовались «омнибусы», что в переводе с латинского означало «для всех». Но петербуржцы называли их «сорок мучеников», так как в них обычно набивались как раз около сорока человек. Амортизаторы здесь предусмотрены не были, и пассажиры, как селедки в бочке, тряслись до своей остановки. Чтобы повысить вместимость экипажей, наверху соорудили открытую площадку – империал. Проезд здесь стоил 3 копейки, что почти вполовину дешевле, чем в салоне. А пассажиров империала называли обезьянами за их цепкость и ловкость.

«Конка, догони цыпленка!»

С развитием железных дорог в России возникла идея поставить омнибус на рельсы. Так родилась конка, которая на долгие годы стала самым популярным и демократичным транспортом столицы. Кучера называли вагоновожатым. Потом это название перешло по наследству водителю трамвая. Скорость конки была небольшая, всего 8 км/ч, чем пользовались местные острословы и кричали: «Конка, догони цыпленка!» На остановках она не останавливалась, а лишь сбрасывала скорость до 2 км/ч, а пассажирам приходилось выпрыгивать на ходу.

Не роскошь, а средство передвижения

В начале XX века на улицах Петербурга появились первые таксомоторы – автомобили иностранного производства. Шоферы были одеты на заграничный манер, а стоянка необычного транспорта располагалась напротив Гостиного двора. Стоил проезд 40 копеек за версту (около километра).

В 1907 году был испытан первый самодвижущийся омнибус – прообраз современного автобуса. Первую линию автобусов пустили по Гороховой. Но из-за несовершенства тормозной системы они часто выезжали на тротуар и врезались в стены домов.

Несмотря на то что впервые в России испытание электрического трамвая было произведено именно в Петербурге, в столице он появился намного позже, чем в других городах нашей страны, так как держатели конки не хотели терять свой бизнес, и первые трамваи пошли на Васильевский остров по льду Невы. Осо­бенностью петербургского трамвая стали сигнальные цвета маршрутов: белый, оранжевый, красный, зеленый и синий, которые давали возможность составить с ними еще около 15 комбинаций.

Плата за проезд была от 5 до 25 копеек, и пассажиры штурмовали трамвай как вражескую крепость. Александр Куприн писал об этом с горькой иронией: «Джентльмены! Покровители слабых!.. Вопрос всего в пятачке – не толкайте женщин, не давите детей! Дамы! вы!.. образ ангелов на земле! Вообразите себе самих себя, лезущих на площадку с мужеством и манерами пожарного солдата, стремящегося по лестнице в огонь… Подумайте, с какой грустью созерцает это зрелище случайный юноша-прохожий – в душе идеалист и романтик».

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном аггрегаторе