В 2015 году в Москве было реализовано более 15 проектов, подготовленных отделом оптимизации дорожного движения СЦ ЦОДД и Пробок.нет. В 2016-м их было уже 30. В 2017-м, если все сложится удачно, надеюсь реализовать уже 50 проектов. Что дали реализованные мероприятия и что собираемся улучшать дальше?
Как улучшаем?
Огромное количество дорожных проблем можно решить изменением разметки и знаков. В нашем арсенале 4 типовых, но мощных мероприятия:
1. Изменение количества рядов. В узких местах мы их количество увеличиваем, в широких не меняем или даже уменьшаем. Это делается за счет сужения полос: с чрезмерных 3,75-5,5 м мы сужаем их до нормальных европейских 3,25-3,5, реже до 3,0 м. Такое решение позволяет повысить пропускную способность перекрестка на 15-50%, причем без расширения проезжей части.
2. «Едущие прямо остаются в своих полосах». Прицепом к изменению рядов идет так называемая направляющая разметка. Она позволяет едущим прямо оставаться в своих полосах и не перестраиваться на перекрестках, обнаружив в левой полосе поворачивающего. А вот поворачивающие налево и направо получают «карманы», в которые и должны перестроиться. Этот нехитрый прием уменьшает количество ненужных перестроений, что не только повышает пропускную способность на 10-15%, но делает движение безопаснее.
3. «Островки безопасности» и радиусы. На съездах с нагруженных магистралей часто не хватает прикрывающих выезд островков. В итоге получается парадокс: поток со съезда бывает почти столь же интенсивным, что и прямоходный, но вынужден на правах «бедного родственника» встраиваться в правую полосу, уступая низколетящим машинам. Хвост пробки вытягивается на магистраль и тормозит движение. Добавление островков не только позволяет повысить пропускную способность съездов на 20-30% и убрать такие «хвосты», но и повышает безопасность, исключая конфликты на съездах. Кое-где помимо островков приходится еще исправлять радиусы поворота.
4. «Левые повороты и развороты». Долгое время в Москве методично уничтожались левые повороты и развороты: считалось, что чем меньше направлений на перекрестке, чем лучше он едет. Такое действительно часто бывает, но оказалось, что если убирать повороты и развороты безмозгло, пробки из-за перепробегов только растут. Как показал наш анализ, в городе полно мест, где развороты и левые повороты можно вводить без ущерба для движения, заполняя пустующие направления в светофорном цикле! А создание дополнительных карманов позволяет исключить затруднения для проезжающих прямо.
Главный секрет и ноу-хау не в самих мероприятиях, а в том, где, как и почему их применять. Здесь нам помогли и предложения граждан, и наработки Пробок.нет, и данные с видеокамер, и инициативы коллег, и данные исследований трафика. Множество источников позволили накопить большую базу предложений, оставалось только проверить ширины и выбрать лучшее, расставив приоритеты. А сотрудники ООДД СЦ все это проектируют и направляют на согласование.
В ТОП-12 самых успешных проектов 2016-го года по версии ЦОДД вошли:
Крымский мост на Садовом кольце
Каширское шоссе от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов в область
Выезд с ТТК на Ленинградский проспект в область
Ленинградский проспект от ТТК до пл. Тверской заставы в центр
Проспект Мира от Ростокинского до Северянинского путепровода в область
Липецкая улица от МКАД до Ряжской ул.
Воробьевское шоссе
Люблинская улица и Братеевский мост
Алтуфьевское шоссе от ТЦ Весна до Вологодского пр.
Ленинский проспект перед ул. Миклухо-Маклая
Проезд Дежнева от Заповедной до Полярной
Нижная Краснохолмская ул. на Садовом кольце
К 31 марта 2017-го года рассчитываю подготовить и передать около 50 проектов оптимизации дорожного движения. Пока утверждены 10, еще 16 будут утверждены в ближайшее время, 20 спроектированы и им предстоят мелкие правки, еще 10 в работе. По мере утверждения все будет передаваться в ДЖКХиБ и ГБУ «Автомобильные дороги», которым и предстоит все реализовывать. И сроки реализации будут зависеть строго т наличия у них финансирования! Если все в порядке, реально справиться и в 2017-м. Если нет, что-то может передвинуться на 2018 год.
Вот что уже согласовано и передано в реализацию
1. Варшавское шоссе – Расторгуевское шоссе
Очень проблемный перекресток, на котором не хватает полос утром в Москву, вечером в область. Причем нагрузка будет только расти, поскольку участок Варшавского шоссе от Щербинки до границ Москвы уже на реконструкции.
Переразметкой здесь можно добавить по 1 полосе в каждую сторону на Варшавском шоссе, повысив пропускную способность на 35-40%.
Правда, одной разметки здесь будет маловато. Придется двигать один из островков безопасности. Очень надеюсь, ГБУ «Автомобильные дороги» это смогут оперативно сделать.
2. Верхние Поля - Марьинский Парк
С этим перекрестком мы уже работали светофором и уширениями. Но в последнее время пробки здесь наблюдаются все чаще: после реконструкции Новоегорьевского шоссе загрузка Верхних полей выросла.
Сужением полос мы добавим по полосе на Верхних полях со стороны МКАД (получится 2 ряда налево и 2 прямо) и с северо-востока улицы Марьинский парк (1 направо, 2 прямо, 1 налево).
3. Каширское шоссе – выезд с Сабурова
По многочисленным просьбам жителей исправляем траекторию съезда на Каширское шоссе, улучшая видимость.
4. Каширское шоссе - Котляковский проезд
Это самый проблемный перекресток Каширского шоссе, который утром держит направление в центр, а вечером в область. Проблема здесь в том, что для выезда с Котляковского сейчас надо 2 фазы: одна для поворота с проезда, вторая на разворот.
По нашему проекту здесь будет 4 полосы на выезд, что позволит объединить 2 фазы в одну, тем самым протянуть и Каширское шоссе, и Котляковский проезд с разворотом.
Для реализации этого предложения потребуется не только изменение разметки, но и демонтаж участка ограждения и перенос светофорной колонки. Надеюсь, это не очень задержит реализацию.
5. Коровинское шоссе
Здесь будет улучшена разметка на перекрестках с Коровинским проездом, Ангарской и Дегунинской и Талдомской улицами. На первых трех существующие полосы будут уведены правее, а слева появятся карманы, чтобы едущим прямо не приходилось перестраиваться. Самый нагруженный перекресток с кучей фаз – с Талдомской улицей и улицей 800-летия Москвы, на нем количество рядов увеличится с обеих сторон.
6. Улица Лобачевского перед Мичуринским проспектом
Здесь применяем направляющую разметку, реализуя принцип «едущие прямо остаются в своих полосах». С этим предложением ко мне неоднократно обращался один из читателей блога и вот теперь его мечта исполнится.
7. Люблинская улица перед Саратовской
На перекрестке целых 3 фазы, к тому же к 2-м полосам из тоннеля в центр и добавляется третья полоса с дублера Волгоградского проспекта. Сейчас на перекрестке всего 2 полосы. После переразметки полос станет три, что повысит пропускную способность в центр примерно на 40%!
Кстати, Саратовскую улицу по нашему проекту переразметили на 2 полосы уже в 2016-м, но это дало прогнозируемо небольшой эффект.
8. Осташковское шоссе перед МКАД
Здесь прикроем островком выезд с внутренней стороны МКАД в область, это повысит безопасность и уменьшит затор на кольцевой.
9. Перекресток Шоссейной, Иловайской и Батюнинской улиц
На организацию движения на этом перекрестке поступало много жалоб, причем всегда на движение в сторону центра. Новая схема позволит немного вытянуть проблемное направление.
10. Шоссейная улица перед улицей Полбина
Еще одно узкое место на Шоссейной. Дело в том, что южнее Полбина Шоссейная безальтернативна, а на этом перекрестке поток делится практически пополам. В принципе и сейчас обычно едут в 2 ряда, но только легковушки. Добавление одного ряда к перекрестку позволит проезжать перекресток в 2 полосы всем, а также даст поставить правую стрелку, чтобы включать ее в фазе выезда с Полбина.
11. Выезд с улицы Алабяна на Ленинградский проспект
На улице Алабяна при выезде на Ленинградку в сторону центра обычно серьезная пробка. Причина в том, что половине потока в центр вовсе не надо, а надо им на разворот, чтобы попасть на Ленинградское или Волоколамское шоссе в сторону области. Но разворот находится всего в 80 метрах от выезда, и чтобы туда попасть, надо перестроиться через 3 полосы дублера Ленинградки, который тоже сильно загружен загружен. В результате тут все мешают всем, а Северо-западная хорда стоит в пробке.
Очевидное решение – поставить светофор на выезде с Алабяна на дублер. Именно это уже было сделано в 2016-м году на выезде с ТТК в область на Ленинградский проспект и дало отличный результат.
Но удастся ли повторить здесь тот успех?
Мы в ЦОДД промоделировали этот узел и оказалось, что скорость движения вырастет на съезде с ул. Алабяна, и на дублере. Съезд будет переразмечен на 2 полосы, в правой полосе выезд с Алабяна в центр будет работать под стрелку всегда, в левой полосе выезд на разворот будет работать только когда дублер стоит.
Светофор будет установлен в экспериментальном режиме. Если практика обнаружит расхождения с моделированием, вернем все обратно.
12. Большая Тульская
В 2015-м Большую Тульскую, к сожалению, заузили по программе «Моя улица», движение ухудшилось и в центр, и в область. И не только на Варшавском шоссе, но и на Третьем кольце. В нашем проекте все эти проблемы удастся немного купировать.
В сторону центра за счет сужения рядов будет 5 полос к перекрестку от Новоданиловского проезда до ТТК и перед площадью Серпуховской заставой.
В сторону области перед Новоданиловский проездом станет 5 полос – 4 общие и выделенка. А под Третьим кольцом для каждой стороны ТТК будет по одной прикрытой полосе! Для проезда из центр останется 2 полосы, и этого хватит: поток с площади в 4 полосы идет всего 50% времени, к тому же четверть этого потока с площади все равно уходит направо на Малую Тульскую. Не говоря уже о том, что в результате выезды с ТТК и само Третье кольцо должны поехать получше, что позволит вывести часть трафика из центра, например с Садового кольца.
13. Волгоградский проспект от ТТК до ул. Талалихина + Остаповский проезд
По Волгоградскому проспекту у нас целых 3 проекта (не считая Люблинской перед Саратовской, о котором рассказывал в прошлый раз). Это потому, что недавно открыли очень нужную развязку в Текстильщиках и все участки до и после нее потребовали тонкой настройки.
Первый участок от ТТК до Талалихина решает сразу несколько проблем.
Во-первых, на Остаповском проезде перед АЗС создается новый разворот, который сократит путь с Люблинской улицы на внутреннюю сторону ТТК на целых 1,5 километра, причем для этого больше не придется выезжать на Волгоградский. Во-вторых, от Остаповского проезда до ул. Талалихина будет не 3, а 4 полосы в центр (в область останется 3 ряда). В-третьих, сам выезд с Остаповского будет прикрыт островком безопасности, что позволит включать «зеленый» Волгоградскому проспекту всегда.
14. Волгоградский проспект от остановки «Спецэлектрод» до ТТК
Этот проект тоже решает сразу несколько проблем, которые остались или усугубились после открытия развязки.
На съезде на Третье кольцо при движении от Текстильщиков вместо одной широкой будет 2 полосы нормальной ширины, что снизит заторы в сторону центра по утрам.
Несмотря на строительство развязки, проблема в районе Третьего кольца осталась и в сторону области, причем хвосты пробки по вечерам держат Третье кольцо в обе стороны. Увеличения пропускной способности мы собираемся добавить направляющую разметку, прикрыв островками безопасности оба выезда с Третьего кольца и оставив потоку из центра 2 полосы движения. А на самом широком участке над Третьим кольцом появится выделенная полоса, по которой общественный транспорт сможет объехать часть пробки.
У остановки «Спецэлектрод» за счет смещения разметки на остановках появятся карманы, чтобы останавливающийся общественный транспорт не мешал проезду по правой полосе.
15. Волгоградский проспект в область от Люблинской до Ак. Скрябина
После открытия эстакады над Волжским бульваром вечерняя пробка ожидаемо сместилась к перекрестку с Зеленодольской и Жигулевской. Эту пробку нам удалось сократить перенастройкой светофора еще в прошлом году.
Решить проблему полностью рассчитываем в этом году переразметкой.
За счет смещения оси в сторону области сделаем 4 полосы вместо 3-х, что повысит пропускную способность на 25%. 4-я полоса будет идти до съезда с путепровода на улица Ак. Скрябина, а сам путепровод в сторону области будет переразмечен на 3 полосы (сейчас там 2 полосы с широченными обочинами общей шириной 10 метров).
Кроме того, на дублерах вдоль новой эстакады появятся выделенные полосы, а выезд с дублера в центр получит полосу разгона.
16. Кутузовский - Б. Дорогомиловская
Об этом проекте я уже писал: за счет работы с геометрией разметки сделаем 2 плавно-выезжающих прикрытых ряда с Б. Дорогомиловской на Кутузовский, повысив и безопасность, и пропускную способность. Теперь этот проект утвержден.
17. Ленинградское шоссе - МКАД
На этом участке переразметкой решаются проблемы и общественного, и личного транспорта в сторону области.
На мосту через канал имени Москвы выделенная полоса есть, но работает плохо, потому что общественному транспорту надо прямо, а полоса идет справа и приходится перестраиваться левее через огромный поток едущих на эстакаду на МКАД. В свою очередь, и поворачивающим на эстакаду тоже неудобно: вместо того, чтобы сразу занять правые полосы и спокойно оставаться в них, им приходится толкаться вместе с едущими прямо. Ну а после эстакады выделенка вообще пропадает, количество полос зачем-то увеличивается до 5-ти (хотя 50% потому уже ушло на эстакаду), а за МКАДом полос на Ленинградском все равно только 3.
По нашему проекту выделенка в область на мосту переместится на 3-ю полосу, а те, кому надо на эстакаду, смогут съехать в 2 правые полосы сразу перед мостом и уже никуда с них не перестраиваться. А за эстакадой лишние полосы отдаются общественному транспорту, который по ним сможет объехать хотя бы часть пробки.
18. Ленинская Слобода - 3-й Автозаводский пр.
После возврата двустороннего движения на улицу Мастеркова и переразметки участков Восточной и Ленинской слободы оказалось, что участок Ленинской слободы в сторону ТТК не справляется с нагрузкой. Причин несколько: 2 нерегулируемых пешеходных перехода, кривая геометрия полос и главное – всего 1 полоса в сторону ТТК на самом нагруженном участке. Казалось бы, достаточно отменить парковку с северной стороны; но так как она здесь очень востребована, мы решили поступить умнее и просто сузить полосы, за счет чего и добавить ряд в сторону ТТК.
19. Липецкая - 6-я Радиальная
Значение этого проекта сложно переоценить. За счет изменение разметки и перенастройки одного – единственного светофора мы, ни много ни мало, создадим хорду Братеево – Чертаново, разгрузив зону метро Царицыно, Каспийскую улицу и критичный участок Липецкой улицы!
Дело в том, что сейчас достраивается и в конце 2017-го откроется эстакада Подольских курсантов – Элеваторная улица, которая создаст прекрасный «хордовый» маршрут Чертаново – Братеево.
А вот обратный маршрут, из Братеева в Чертаново, далеко не так удобен. Левого поворота с 6-й Радиальной на Липецкую нет, приходится или разворачиваться через Липецкую и Каспийскую, или выезжать через узкий тоннель под ж/д у метро Царицыно и опять-таки Каспийскую. Оба маршрута требуют проезда через самое узкое место Липецкой улицы – путепровод над Курской ж/д от Каспийской до 6-й Радиальной.
По нашему проекту будет создан левый поворот с 6-й Радиальной на Липецкую улицу в область, к перекрестку сделаем 2 полосы.
Количество фаз на светофоре не изменится: пешеходный переход будет перенесен на другую сторону от 6-й Радиальной, а прямой левый поворот с Липецкой на 6-ю Радиальную будет отменен, туда можно будет попасть через разворот под эстакадой в 300 метрах.
20. Хорошевское шоссе – ул. Маргелова – 2-й Хорошевский проезд
Хорошевское шоссе очень сложно пересечь с юга на север, от Москвы-Сити к Ленинградскому проспекту. Единственной нормальной связкой между ТТК и Куусинена является улица Маргелова, но на нее никак не попасть ни с Хорошевского шоссе из области, ни с 2-го Хорошевского проезда. В результате основной маршрут пересечения Хорошевки по 4-й Магистральной перегружен, остальные требуют перепробегов в сторону центра. Перегружены и левые повороты с Хорошевского шоссе на север.
Чтобы решить все эти проблемы, на перекрестке будут добавлены сразу 2 востребованных направления. Со 2-го Хорошевского проезда будет разрешен поворот налево и проезд прямо на ул. Маргелова. А с западной стороны Хорошевского шоссе будет разрешен левый поворот на ул. Маргелова.
Все это не только разгрузит 4-ю Магистральную улицу, но и снимет нагрузку с двух нерегулируемых разворотов на Хорошевке до и после перекрестка, а значит, сделает движение безопаснее.
Пофазный разъезд перекрестка можно будет организовать в любом из двух вариантов.
Что дальше?
Эти проекты в ближайшую неделю будут направлены в ДЖКХиБ и ГБУ «Автомобильные дороги» на реализацию. Отчеты о реализации и транспортном эффекте буду публиковать летом, по мере реализации. Про остальные 30 из 50 разрабатываемых проектов напишу после их утверждения.