Что делает пассажир наземного транспорта, приходя на остановку? Правильно: узнает, когда прибудет его ближайший автобус. Сейчас это можно сделать различными способами: ознакомиться с расписанием на табличке, посмотреть время прибытия автобуса на информационных табло или через мобильные приложения. Но как эта вся система выглядит изнутри? Сегодня об этом и расскажем.
Маршруты бывают разные. У одного интервал движения может составлять около 5 минут, а у другого – полчаса. Но, несмотря на это, у каждого маршрута есть расписание. Более того, у каждого водителя есть график движения.
Составление расписаний – крайне сложное дело. Нужно обращать внимание как на внешние факторы, так и на внутренние. Например, при составлении расписаний в большинстве случаев учитывается ситуация на дорогах ‒ это внешний фактор. Если на маршруте заложена высокая скорость, а автобусы систематически не прибывают на остановки вовремя, это означает, что на каком-то участке существуют постоянные проблемы. Чаще всего речь идет о сложной дорожной ситуации. В таком случае прибегают к изменению расписания. На части маршрута дается больше времени на проезд сложного участка.
Мы также упомянули о внутренних факторах. Например, при составлении расписания нужно учитывать, что водитель должен обедать 1-2 раза за смену.
У каждого водителя есть свой «выход» – расписание движения. По каким графикам работают водители? По порядку:
«100-й выход». Один водитель работает в течение 8-9 часов. Такие «выходы» очень помогают при составлении расписания. Они дополняют, улучшают расписание, а также закрывают «дыры» в графике.
«200-й выход». Такие «выходы» еще называют «электрическими», поскольку чаще всего применяются при составлении расписаний движения для электротранспорта. Два водителя работают по очереди с 6 до 22 часов. У каждого водителя отработка составляет 6-7 часов за смену.
«300-й выход». Транспорт начинает работу ранним утром и заканчивает поздней ночью. Два водителя работают по очереди с 5 часов утра до часа ночи. У каждого водителя отработка составляет около 8 часов за смену.
«700-й выход». Является основными для автобусов. Один водитель работает в среднем с 7 до 21 часа. Отработка не превышает 11 часов 20 минут.
«800-й выход». Утром машина выходит на линию, курсирует до обеда, а затем уходит на техническое обслуживание в парк. К вечернему часу пик транспорт снова выходит на линию и следует до поздней ночи. Работают один или два водителя. Отработка, как и в предыдущем случае, составляет не более 11 часов 20 минут.
Минимальный перерыв между рейсами составляет 2 минуты, но устанавливается для каждого выхода индивидуально.
Многие пассажиры жалуются на то, что «водитель не соблюдает расписание». Поверьте, роль водителя здесь не так уж и велика. В большинстве случаев, как уже было сказано, на график движения транспорта влияет сложная дорожная ситуация. Допустим, первый автобус едет по свободному участку дороги, но затем встает на светофоре и ждет зеленого сигнала. А автобус, идущий следом, в это время его догоняет. И вот они оба проезжают на свой зеленый свет. При этом получается, что они едут друг за другом. При возникновении затруднений на дороге происходит аналогичная ситуация. Именно поэтому транспорт может двигаться с неравномерными интервалами.
Что же улучшает жизнь пассажира, кроме минимального интервала движения? Возможно, некоторые читатели догадались, что речь пойдет о тактовом расписании. Что это такое? При тактовом расписании движение транспорта осуществляется с равномерными интервалами. Таким образом, пассажиры знают, что если трамвай уехал прямо перед ними, то ровно через 4 минуты придет следующий. Это особенно эффективно при больших интервалах движения. Например, при тактовом интервале 30 минут автобусы прибывают в одно и то же время каждого часа. Такая схема работает на ночных маршрутах наземного транспорта Москвы. Тактовый график позволяет легко запомнить расписание движения. Это особенно актуально для постоянных пассажиров одного и того же маршрута.
Также существует согласованное расписание. Это когда транспорт нескольких маршрутов отправляется от одной остановки с равномерными интервалами. Например, в 00 минут отправляется автобус одного маршрута, а через 5 минут – другого. И далее по той же схеме. В полной мере такая схема реализована на 10 трамвайных маршрутах на севере, северо-западе и северо-востоке Москвы. Там действует тактовое расписание, согласованное между маршрутами. Таким образом, при наличии четырех маршрутов с интервалом 8 минут трамваи проезжают остановку каждые 2 минуты.
В настоящее время ведется большая работа, целью которой является соблюдение расписания наземным транспортом. Улучшается система диспетчеризации, открываются выделенные полосы и многое другое. Все это делает поездки по городу на наземном транспорте удобными, быстрыми и, что самое главное, предсказуемыми.