Многим из нас знакомо слово акведук (от латинского aqua — вода и duco — веду) — специальные сооружения, похожие на мосты, над дорогами или оврагами, которые строили древние римляне для подачи воды к городам. В наше же время подобные переходы необходимы уже не людям, а животным для безопасного преодоления дорог и железнодорожных путей.
Природные ареалы многих видов диких зверей, птиц и насекомых разделяют многополосные автомобильные трассы.Только в США из-за выбегающих на дорогу оленей в год регистрируют около 1,5 миллиона дорожных происшествий, а выплаты страховых компаний пострадавшим водителям приближаются к 8 миллиардам долларов.
Воссоздать единство среды обитания животных и снизить их смертность на автострадах призваны экодуки.
Первые экодуки были построены во Франции в 1950-х годах. Затем практику построения специальных надземных и подземных переходов для животных переняли и в других странах, включая Нидерланды, Швейцарию и Германию.
Зачастую, переходы для животных создают из железа и бетона, приближая их внешний вид к естественной среде обитания, заполняя почвой и засаживая деревьями.
По мнению экологических организаций Голландии, строительство более 600 переходов по всей стране, включая самый крупный в мире экодук длиной в 800 метров, помогло сохранить жизнь целой популяции барсуков.
В Австралии на острове Рождества ежегодно происходит 10-дневная миграция популяции красного краба, которая насчитывает свыше 120 миллионов особей. Для сохранения численности крабов на острове соорудили специальные эко-тропы.
Веревочный экодук в австралийском штате Виктория предназначен не только для попугаев, но и сахарных сумчатых летяг, и поссумов.
В Канаде вдоль Трансканадского шоссе в Национальном парке Банфф построено 24 экодука: 22 - под дорогой и 2 - сверху, которые по наблюдению Тони Клевенгера, биолога из университета штата Монтана, крупные млекопитающие (в том числе медведи гризли, олени, лоси, койоты) использовали порядка 100 тысяч раз.
Туннели для слонов в национальном парке «Цаво» в Кении.
В американском городке Северный Амхерст каждую весну, когда ночью температура достигает 4 градусов по Цельсию сотни пятнистых саламандр мигрируют из своих подземных убежищ в пруд через автомобильную дорогу.
В 80-е годы жители были настолько озабочены безопасностью саламандр, что на несколько недель в марте и апреле организовали бригады, которые помогали земноводным преодолеть дорогу.
В 1987 году британское сообщество защиты флоры и фауны, а также дренажная компания из Германии, узнав о затруднениях саламандр помогли построить систему туннелей. Подземные переходы позволяют саламандрам, древесным лягушкам и другим амфибиям мигрировать в безопасности.
В России тоже есть подобные сооружения. Так, первый российский экодук открыт в марте 2016 года в Приморском крае, в национальном парке «Земля леопарда». Нарвинский тоннель построен в Хасанском районе в рамках программы по сохранению популяции дальневосточного леопарда. Целью строительства было пустить автомобили под привычным для леопардов маршрутом миграции.
Второй экодук открыт в Калужской области осенью 2016 года на 170-м км трассы М-3 "Украина". Место для строительства экодука определили по рекомендациям биологов. По бокам сооружение защищено экраном от шума, чтобы сделать переход максимально комфортным. Внутри моста создан почвенно-растительный слой толщиной 80 сантиметров, высажены деревья и кустарники.
В лесах, через которые проходит трасса М-3 "Украина", обитают традиционные для этой широты животные - лоси, косули, кабаны, зайцы, лисы. Камеры наблюдения, установленные на объекте, фиксируют переход животных.
В Подмосковье также предполагается строительство трех переходов для диких животных на западном участке Центральной кольцевой автомобильной дороги.