Это путешествие, мгновенно ставшее известным в СМИ под названием “Новый шелковый путь”, тем не менее, могло и не состояться. Поезду на длинном пути к своей цели пришлось преодолеть множество как технических, так экономических и политических проблем.
Великий Шелковый путь - один из старейших торговых маршрутов в мире, который пролегает между Китаем и Европой. Именно по нему из Поднебесной многие сотни лет доставлялись известные на весь мир порох, специи и, конечно, роскошный китайский шелк. Не так давно нынешний президент КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу создания нового экономического маршрута между странами под названием “Один пояс и один путь”. Он станет связующим звеном между Востоком и Западом, и будет проходить по железной и морской дороге. Первый поезд, запущенный на этой дороге, прибыл из Китая в Иран уже в феврале 2016 года.
Концепция “Один пояс и один путь” имеет для Китая огромное экономическое значение в связи с тем, что может значительно увеличить ее влияние на мировом рынке. По словам президента КНР, “Новый шелковый путь” может привлечь в страну дополнительные 2,5 трлн долларов в течение следующих 10 лет. Китай, не являясь участником Транстихоокеанского партнерства, активно стремится добиться экономического доминирования в Евразии. И с более чем 60 странами, вовлеченными в новый проект Шелкового пути, ему успешно удастся улучшить показатели экономики и политической стабильности в регионах.
Маршрут “Один пояс и один путь” не является линейным, следующим с востока прямо на запад. На самом деле, это целая сеть, соединяющая 16 китайских и 12 европейских городов. Основные факты о нем:
Общая длина маршрута - более 11 000 километров (7 456 миль);
Пролегает через 9 стран: Китай, Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Бельгию и Великобританию;
В составе 34 вагона;
Выходит дешевле авиаперевозок и быстрее морского транспорта.
Точкой отправления является китайский город Иу в провинции Цзиньхуа, далеко на востоке Китая. Далее поезд следует через всю страну, направляясь на северо-запад к границе с Казахстаном.
Пересекая границу между Китаем и Казхстаном, поезд не может не пройти через через пост таможенного контроля. Однако проверка проходит значительно легче и быстрее благодаря тому, что Казахстан, Россия и Беларусь являются членами Таможенного союза ЕАЭС. Далее путь следует в Астану, столицу Казахстана, а оттуда -в российские Петропавловск и Москву. К слову, одна из причин, почему Китай так заинтересован в развитии маршрутов через Россию, заключается в ослаблении российской валюты: девальвация рубля сделала поездку гораздо дешевле.
Достигнув самой северной точки России, поезд далее направляется на юго-запад, к границе с Беларусью. Маршрут проходит через город Орша в Минск, а оттуда - в в Брест, к польской границе. Здесь он снова проходит таможенную проверку, так как вступает на территорию Европейского Союза.
Попав в Польшу, поезд пересекает страну, направляясь в очередную столицу - Варшаву. Следующая остановка будет уже в Германии, во Франкфурте-на-Одере. Затем локомотив проходит через Берлин, проезжая Бельгию и Францию, наконец подходя к своей главной цели - тоннелю под Ла-Маншем.
Сейчас только 1% торговых перевозок между Европой и Азией проходят по суше, большая часть из них все еще осуществляется по воде. При этом такие маршруты оказываются гораздо длиннее, а выбросы в атмосферу от морских перевозок - значительно больше. Поэтому “Новый шелковый путь” потенциально может стать гораздо более выгодным и надежным инструментом для длительных грузоперевозок.
Здесь есть важный момент, связанный с тем, что в июне 2016 года Великобритания приняла решение о выходе из ЕС, в скором времени она покинет Таможенный союз и Единый рынок. На данный момент для страны политически очень важно позиционировать себя как открытую для бизнеса и международным экономическим связям. Поэтому прибытие первого товарного поезда из Китая стало отличной возможностью еще раз акцентировать на этом внимание партнеров.
Однако стоит отметить, что на данный момент этот путь был пройден успешно во многом благодаря отсутствию дополнительных бюрократических процедур при таможенных проверках на границах европейских государств. В связи с выходом Британии из Евросоюза, будущие перевозки могут пройти уже не так гладко, поэтому на в скором времени государствам-участником “Одного пояса и одного пути” предстоит разработать новые соглашения в связи с изменением политической ситуации.