6 мая 2015

Шоссе для зверей

В 21 веке разветвленная сеть дорог все плотней окутывает поверхность планеты. При освоении территорий, необходимых расширяющимся мегаполисам и только строящимся городам, требуется все больше новых дорог. Автомобильные шоссе нередко пролегают вдоль лесных массивов, полей, среди горных хребтов, пересекая при этом пути миграции зверей.

Такое вторжение в естественную среду обитания меняет их привычные природные ориентиры, в результате чего животные пытаются пересечь скоростную магистраль по знакомому маршруту, становясь причиной аварии.

 

Забота на высшем уровне

 

Для большинства государств забота о дикой природе не ограничивается лишь производством социальной рекламы и сортировкой мусора. Имея представление о подобной печальной практике, при строительстве новых трасс в таких странах учитывается, что взаимодействие с дикой природой должно приносить как можно меньше вреда. В особенности дорожной инфраструктуры включены условия, помогающие позаботиться о зверях, обитающих близ дорог. Разработана целая система, включающая в себя постоянный мониторинг миграций, инфракрасные датчики, предупреждающие водителя о близости животного к проезжей части, специальные ограждающие сетки, веб-камеры, и приложения на смартфоны, которые при указании геопозиции, предоставят информацию о примерном количестве животных в радиусе пары километров от дороги.

Подобные меры в большей степени ориентированы на интересы человека и не всегда действенны. Лесным жителям сложно объяснить правила дорожного движения, отчего выход один – изолирование от машин. Но и в этом случае возникают трудности. Дорога часто становится для животных барьером на пути водопою или пище, недостаток которых никак не компенсируется заботой об их безопасности.

 Возникает конфликт, решение которого было впервые найдено во Франции в 1950-х годах. Для того, чтобы восстановить среду обитания, разделенную скоростной магистралью, были придуманы экодуки.

 

Зеленые шоссе: как все устроено

Экодуки- это конструкции в виде моста, реже туннеля, которые возводятся над шоссе.

Места для их постройки выбирают с особой тщательностью. Еще в стадии проекта проводятся консультации с экологами. Лесники указывают самые часто используемые зверьми тропы. Места соприкосновения с будущим шоссе заранее отмечаются на картах и учитываются при строительстве.

Но изучение не прекращаются и после сдачи магистрали. Вдоль обочины оставляют участки с песком или мягкой почвой. По наличию и количеству следов сотрудники природоохранных организаций определяют популярность этих мест у животных. При необходимости может быть принято решение о постройке дополнительных сооружений.

Эти сооружения специально делают очень широкими (от 10 до 60 метров) и обсаживаются деревьями, для того чтобы максимально естественно замаскировать их под ландшафт местности и обеспечить комфортное перемещение.

Существует несколько видов «зеленых дорог»: надземные, канатные и те, что проходят под землей.

Соорудить так называемый «подземный переход » для зверей в разы сложнее. Темное пространство с незнакомыми запахами  и звуками напугает животное не меньше шумной, пахнущей бензином магистрали. Поэтому туннели делают с обязательной шумоизоляцией, устилают травой или посыпают песком, пропускают сквозь них ручей. Существует стандарт высоты не ниже 3,5 метров, чтобы мог пройти лось с самыми роскошными рогами.

Отдельные экодуки предусмотрены для белок, хорьков, опоссумов и других грызунов. Они представляют собой канаты между деревьями на противоположных сторонах дороги.

 

Международный опыт

Последовав примеру Франции, практику строительства подобных мостов  переняли Канада, США, Германия, Голландия и Швеция, учтя специфику и потребности своего региона.

 

В национальном парке в Канаде в конце 80-х годов было построено около 40 подобных конструкций. Интересно то, что всего лишь 4 из них, возвышаются над дорогой, а  остальные 36 спрятаны в виде туннелей, так же обсаженных растительностью. Сотрудники парка отмечают, что наиболее эффективно данные переходы функционируют в сочетании с защитной оградой, построенной вдоль дороги чуть позднее. Заборы не только предохраняют от попадания под колеса. Они служат навигацией  при входе.  

За 20 лет мосты пересекло около 250 тысяч животных- среди них олени, лоси, белки, зайцы, пумы, росомахи, волки, рыси и лисицы.

Своеобразный рекордсмен по количеству экодуков – Нидерланды.

На территории этой небольшой страны функционируют около 700 мостов, в их числе самый протяженный в мире - длиной 800 метров.

В США при строительстве «зеленых перекрестков » в первую очередь ориентируются на места обитания редких видов животных: пантер, пятнистых саламандр и пустынных черепах. Подобные сооружения встречаются во всех 50 штатах и их расположение не всегда обусловлено наличием оживленной магистрали.

Крабьи шоссе

Источник: cdn.zmescience.com

На небольшом острове Рождества, принадлежащем Австралии, можно наблюдать уникальное природное явление. Около 100 млн. красных крабов  с ноября по декабрь совершают путешествие из тропических лесов центральной части в сторону побережья Индийского океана.

Лесные тропинки, городские лужайки, туннели, водопроводные стоки, скоростные шоссе как будто покрываются алыми волнами. Новости о начале «сезона крабов» распространяются в СМИ вместе с прогнозом погоды. И главная причина отнюдь не  привлечение туристов.

Ежегодно под колесами автомобилей гибнет от 700 тысяч до миллиона особей. Для того, чтобы сократить потери ракообразных, являющихся эндемиками (представители этого вида обитают только на этом острове) власти принимают особые меры.

Для  их безопасного передвижения перекрывают трассы, сооружают специальные заграждения и строят временные мосты. Так как защита красного земляного краба на острове в приоритете – здесь был учреждены специальные дорожные знаки – «Крабы идут».

В современном мире необходимость компромисса между нарастающим конфликтом человека с дикой природой ощущается все острее. И новости о том, что все больше стран задумывается не только о комфорте своих граждан, но и о потребностях окружающего мира, звучат обнадеживающе.

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе