Мы привыкли смотреть на автобусы, троллейбусы и трамваи как на средство передвижения. Мало кто помнит, что в годы Великой Отечественной войны столичный транспорт день за днем помогал приблизить победу.
В 1941 году в армию мобилизовали большинство работников транспортного комплекса: водителей, кондукторов, ремонтных рабочих. На смену им пришли женщины и молодежь. Новым профессиям они обучались как в Учебно-курсовом комбинате, так и на рабочих местах.
В годы войны более 4000 сотрудников столичной транспортной отрасли без отрыва от производства несли службу в командах местной противовоздушной обороны, а в ноябре 1941 года силами путевых работников из трамвайных рельсов было изготовлено 5000 противотанковых ежей, которые защищали въезды в город. На заводах производили специализированную технику для военных нужд. В частности, на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе делали камеры реактивных снарядов для «Катюши» и затворы для автоматов ППШ, в транспортных парках и депо ремонтировались машины, прибывающие с фронта.
На московские трамваи почти полностью легла обязанность по перевозке грузов. В 1941 году в городе действовало 113 грузовых веток, причем 40 из них построили в экстренном порядке. Они обслуживали большую часть заводов и фабрик, базы, склады, метро и жилые дома. За годы войны трамваи перевезли более 8,7 млн тонн различных грузов.
В сентябре 1942 года столичный трамвай стал перевозить раненых. Прицепные вагоны серии «С» были оборудованы под санитарные поезда. Их тянули за собой обычные пассажирские моторные вагоны «КМ». К концу 1942 года в столице действовало уже 24 санитарных поезда, которые могли одновременно доставить в госпиталь более 500 раненых бойцов.
Все трамвайные депо столицы работали в круглосуточном режиме: здесь было организовано питание, спальные места для работников и даже детские сады.
Почти весь состав городского автобусного парка, более 800 автобусов, работал на фронтах Великой Отечественной войны, оставшиеся машины использовались на специальных перевозках для нужд города и доставки раненых. Большую часть автобусных маршрутов в Москве заменили трамвайные или троллейбусные.
Одним из самых главных подвигов московских транспортников в годы войны можно считать работу на ладожской Дороге жизни в 1942 году. Колонну из 40 машин, загруженную продуктами для жителей блокадного Ленинграда, подготовили в столичных автобусных парках в рекордные сроки ‒ за 24 часа.
Московские водители совершали иногда по три, и даже по четыре рейса в сутки. Дорогу бомбили, машины постоянно попадали под обстрел, но ремонт производили сразу: на 30 градусном морозе бригада ремонтников, а иногда и сам водитель, чинили технику, чтобы скорее отправиться в новый рейс. Транспортное сообщение на Дороге жизни не прекращалось, пока не сошел лед. За это время из блокады было вывезено 169 тысяч человек.
День за днем работники наземного транспорта столицы вносили свой вклад в общее дело всей страны, самоотверженно трудились в тылу, погибали на фронтах Великой Отечественной войны. В напоминание о подвигах тех лет сегодня во многих парках и депо ГУП «Мосгортранс» установлены памятники и обелиски.