15 мая 2017

Московский метрополитен: «чудес подобных не бывало»

Без него невозможно представить нашу сегодняшнюю жизнь, невозможно представить, чтобы у метро, скажем, появился выходной. Пашет без праздников и перерывов на обед. И в свою собственную годовщину открытия – 15 мая, как и предыдущие 82 года, все также открыты двери в его подземное царство. Все также гудят и мчатся по тоннелям поезда, вовремя доставляя к месту назначения своих пассажиров.

Источник фото: vao-moscow.ru

 

В этот день 82 года назад…

Открыли метро со всей торжественностью. В ночь на 15 мая у вестибюлей собрались сотни москвичей с нетерпением ожидавших пуска первого поезда. В тот день дежурила полиция, в том числе и конная, автомобили инспекторов дорожного движения. Здесь же мальчики-посыльные раздавали газету «Правда».

На входе в подземку пассажиров встречал плакат с надписью: «Великому родному Сталину, инициатору и вдохновителю строительства метро – пролетарский привет!» На платформе развернули буфет – самый обычный советский буфет с соками в конусных колбах.

Пышность мероприятия подчеркивали большие портреты Иосифа Сталина и Лазаря Кагановича. Играла музыка, ведь это был настоящий долгожданный праздник для народа. Кстати, москвичи пышно праздновали большое событие – в тот же день, день открытия метро, толпы трудящихся вышли на демонстрацию с плакатами (один из них – «Есть метро!») и портретами Сталина.

Источник фото: rusplt.ru

 

Первый состав из двух вагонов типа “А” (разумеется, это был маршрут под номером 1) в 4 часа 30 минут 15 мая 1935 года вышел из депо на линию в полной готовности. Поезда двигались от станции «Сокольники» до «Парка культуры», а также по направлению от «Охотного ряда» до «Смоленской» (станции «Коминтерн», «Арбатская» и «Смоленская»). Кстати, события этого дня были воссозданы 14 мая во время праздничных мероприятий в московском метро. 

Первая линия была длиной 11,2 км. Всего работало 13 станций, 17 вестибюлей и эскалаторы для подъема и спуска пассажиров. Желающих проехаться в метро в этот день оказалось 285 тысяч человек.

Источник фото: www.metro.ru

 

Билет по тем временам стоил недешево – в день открытия его цена составила 50 копеек (позже опустилась до 30 копеек). Кстати, самый первый билет на метро приобрел герой труда с завода «Красный пролетарий» Петр Латышев, став героем документального кино, и тем самым запечатлелся в истории. Интересно, что потом у него пытался купить этот памятный билетик американский коллекционер, но Латышев категорически отказался расставаться со своим историческим проездным документом.

 

Первый машинист

Надо сказать, что первым, которому посчастливилось управлять поездом метро, стал талантливый инженер Михаил Наумович Шполянский, который занимался организацией разработки и изготовления электрооборудования для первых вагонов.

Михаил Шполянский.

 

Пробный запуск или, другими словами, ввод в эксплуатацию состоялся 15 октября 1934 года в 20.15. В это время поезд под управлением Шполянского прошел по тоннелю метро и прошел от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». Пассажиры в поезде тоже были. Среди них – первый секретарь Московского комитета партии Н.С. Хрущев, Председатель Моссовета Н.А. Булганин и лучшие строители метро.  

Источник фото: vao-moscow.ru

 

После того, как свою задачу Шполянский выполнил – ввел в эксплуатацию первую очередь, его направили работать в Московский метрополитен (до этого он трудился на заводе «Динамо»). Здесь он занимался вопросами технического обслуживания и ремонта вагонов метро.

Источник фото: www.metro.ru

 

Кстати, сегодня в электродепо «Северное» состоится торжественное открытие Доски почёта, посвященной инженеру-транспортнику Михаилу Шполянскому.

Источник фото: vao-moscow.ru

 

Самое красивое метро мира

В день своего открытия московское метро поразило первых пассажиров своей красотой. Перед взором трудового народа открылись настоящие подземные дворцы.

Источник фото: edition.cnn.com

 

Московское метро задумывалось как восьмое чудо света. Поэтому к проектированию и оформлению станций привлекли лучших архитекторов и художников того времени (А.В. Щусев, Б.М. Иофан, А.А. Дейнека, П.Д. Корин, Е.Е. Лансере). Перед ними была поставлена задача организовать материальную и духовную среду для человека социалистической эпохи. Станции 1935-1950-х годов поражают неожиданностью трактовок наследия мировой классики и роскошью воплощения архитектурно-художественных решений. Архитекторы использовали в декоре флорентийскую мозаику, сусальное золочение, бронзовое литье, резьбу по камню, фресковую живопись и многое другое. Эти архитектурные решения были призваны доказать, что при социализме грезы становятся реальностью, что мир культуры и роскоши, прежде доступный только избранным, теперь принадлежит трудовому народу.

 Искусствовед Д. Аркин писал в газете «Правда» от 14 мая 1935 года: «Каждая станция в Москве наделена своим архитектурным лицом. И в то же время все подземные вестибюли и залы говорят об одном и том же архитектурном взрыве, несут на себе яркую печать одного стиля. Да, можно говорить о своеобразном стиле Московского метрополитена, о единстве его архитектурного облика. В архитектуре метро дан как бы эскиз архитектурного облика новой Москвы». 

 

«Метро дает художественное наслаждение и лучшее самочувствие населению», - отметил товарищ Коганович в одной из своих речей.

Кстати, на данный момент уже 48 станция Московского метрополитена являются объектами культурного наследия. 

Развитие метрополитена

В том же 35-м году количество вагонов в составах стало расти, и на линию выходили уже шестивагонные поезда. За первый год метрополитен 151 млн человек. Ежедневно перевозилось 360-400 тысяч человек. По загруженности московский метрополитен быстро перегнал парижский, который до этого считался наиболее загруженным метрополитеном в мире. Кстати, для сравнения, на сегодняшний день московский метрополитен ежедневно перевозит уже 8 млн. пассажиров.

Интервалы в движении поездов уже в 30-е годы  составляли всего 5 минут (на участке «Охотный ряд» – «Парк Культуры» и «Охотный ряд» – «Смоленская» – 10 минут). Народ быстро оценил достоинства нового вида транспорта и стал активно им пользоваться. В 1940 году в часы пик интервал в движении сокращался до 1 минуты 46 секунд. Представьте, настолько короткий интервал был у поездов еще в то довоенное время.

А вот таблица, демонстрирующая в те годы затраты времени на проезд на различных видах транспорта (в минутах).

 

Трамвай

Троллейбус

Автобус

Метро

«Площадь Свердлова» – «Сокол»

40

46

20

11

«Охотный ряд» – «Парк Культуры»

35

20

16

5

«Площадь Революции» – «Киевская»

35

20

20

8

«Охотный ряд» – «Сокольники»

37

33

31

13

Любопытные факты

  1. Первые проекты для строительства метро Москвы были представлены городским властям в 1902 году во время правления царя Николая II. Тогда от этой идеи отказались, так как большая часть городской территории находилась в частном владении. В советское время необходимость выкупать у собственников землю для строительства на ней станций отпала.
  2. До строительства метро в Москве основными видами транспорта были трамваи и извозчики.
  3. Поначалу Московский метрополитен носил имя Народного комиссара путей сообщения СССР Лазаря Моисеевича Кагановича, под руководством которого велось строительство метро, и только в 1955 году ему присвоили имя Ленина.
  4. Сначала открытие метрополитена планировалось к 17-й годовщине революции — на 7 ноября 1934 года. Но не получилось, так как не были готовы эскалаторы.
  5. В 30-е годы перед началом движения поезда помощник машиниста вместо нынешнего «Осторожно, двери закрываются», объявлял: «Готов!».
  6. В годы Великой Отечественной войны все вестибюли метро не освещались, поскольку необходимо было соблюдать светомаскировку.
  7. За годы войны в метро родились 217 детей.
  8. До 2007 года поезда метро водили и мужчины, и женщины. Последним машинистом-женщиной была гражданка Корниенко, водившая поезда на Сокольнической линии.
  9. В советское время Московскому метрополитену были присвоены 2 очень важные государственные награды. Орденом Ленина подземку наградили «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники», а Орденом Красного знамени  в 1985 — «за успешное выполнение планов перевозки пассажиров»
  10. В Московском метрополитене одни из самых коротких интервалов в мире. В среднем поезда отправляются со станций каждые 90 секунд.

 

Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе